Смотреть видеогалерею Соревнования: прошедшие и предстоящие Путешествия
Меню

Авторизация

Поиск

Статьи
Чистка дисковых тормозов

Итак, на всём диске и колодках дисковых тормозов вашего велосипеда появилась тормозная жидкость (или хуже того - маслянистые комки), что же делать? С диском больших проблем не возникнет...



Фото из путешествий
Остановка в Белозёрово. Расстаёмся с Владимиром А и его подругой

 Тропами Ивана Сусанина: Костромская область-2008
Старт: 2008-08-02 08:00
Маршрут: Кинешма - Щелыково - Островское - Судиславль - Сусанино - Углево - Галич - Березовец - Корцово - Солигалич - Высоково - Судай - Цилимово - Никола-Остров - Ножкино - Чухлома - Фалилеево - Осташево - Горелец - Савино - Парфеньево - Николо-Полома

Дистанция: 600 км

Время: 10 дней

Участники: RaFaeL, demjanes, CrAVas, runaway, Igor!, Scrun, Владимир А

GPS track


Тропами Ивана Сусанина: Костромская область-2008

Итак, велопоход 2008. В 2006м году мы ездили первый раз – поход относительно удался, хоть и не все удалось реализовать (первый – он и есть первый). Поход 2007 года можно считать идеальным – тогда мы успели практически все, ни разу не сократив маршрут. Многими высказывались мысли, что уже пора усложнять маршруты, и в этом году поход планировался уже не недельным, а двухнедельным, и был заявлен на 2ю категорию сложности. Регион похода – Костромская область.

Почему Костромская. Этот регион показался мне очень интересным для экспедиционного велотуризма. Рассмотрим подробнее:

  • В интернете практически нет информации о походах по Костромской области. Поискав, можно найти отчет В. Гвоздева (область пересекается практически напрямик по дорогам с твердым покрытием), трехдневную поездку в августе 2002 года и два зимних похода велопитерцев (на особо успешных).
  • В Костромской области практически отсутствуют асфальтовые дороги! Можно сказать, что асфальтом покрыты ТОЛЬКО трассы. Для кого-то это – минус, но с другой стороны, поход по дорогам с чередованием разнообразных покрытий представлялся более интересным, чем кручение педалей по асфальту. Маршрут содержал и асфальт, и грейдеры, и хорошие и плохие грунтовки, и бывшие узкоколейки, и даже старые дороги, мощеные булыжником еще в позапрошлом веке.
  • Костромская область – край заброшенных деревень. Вряд ли какой-то другой регион пострадал от укрупнения колхозов так, как Костромская область. В 60-70х годах было расселено и в дальнейшем погибло до 70% всех деревень! Более того, многие деревни, что обозначены сейчас на картах еще как жилые, на самом деле существуют в виде нескольких полуразрушенных домов, нежилые же деревни и вовсе представляют собой заросшие травой поляны. Несомненно, поездить по таким местам было очень интересно.
  • Костромская область интересна и с точки зрения более привычных достопримечательностей. Усадьба писателя Островского, родина Ивана Сусанина и То Самое Болото, старинные города Галич, Чухлома, Солигалич – маршрут, разумеется, проходил через все эти места.
  • Костромская область – это уже совсем другая природа. Это уже практически северная природа, с елью и березой. Где с деревьев свисает мох, а некоторые леса никогда не вырубались. Совсем рядом находится водораздел океанов. Огромные Чухломское и Галичское озера, минеральные источники Солигалича – это уже природные достопримечательности.
И в этот раз мы не были привязаны к поездам дальнего следования. Заброска осуществлялась частным автобусом, выброска в зависимости от прохождения маршрута также могла быть разной (или местный частный автотранспорт, или мы возвращаемся в Нижегородскую область и садимся там на привычную электричку). Это позволяло в случае отставания от графика по каким-либо причинам просто сократить маршрут (причем выкинув не самую интересную его часть) . Для Костромской области нет стандартных туристических путеводителей, зато удалось купить книгу «Памятники архитектуры Костромской области» в 5 (!) томах, а также есть замечательный сайт Православные храмы Костромской губернии - маршрут был очень насыщенным и интересным. А что же из этого всего вышло – читайте далее ))

День 1. Суббота, 02.08

В условленное время в условленном месте, а именно в 8 утра на Московском вокзале собрались 9 человек: RaFaeL, Demjanes, CrAVas, Liandry, runaway, Scrun, Т@ня, Владимир А, Igor!. Там нас уже ждал ПАЗик, на котором мы отправлялись до Кинешмы, стартовой точки маршрута. 9 снаряженных велосипедистов для ПАЗика далеко не предел, и разместились мы весьма комфортно. За 4 часа дороги кто-то даже успел немножко подремать. Несколько раз автобус проезжал под тучками, но к месту высадки все дожди закончились, на небе были лишь облака. Отдаем водителю по 900 р. с человека и прощаемся с ним, дальше у нас спортивно-велосипедная, основная часть маршрута, и Кинешма – первый пункт культурной программы.

Въезжаем в город. Кинешма – очень интересное место, город находится на берегу Горьковского водохранилища, в нем много церквей, музеев, красивая набережная. Приехав на центральную площадь, узнаем, что опять, как и в прошлом году попали на праздник – в Кинешме день города! Здесь и первые достопримечательности на маршруте – часовня XVIII века, дом Поленова XIX века, Успенский и Троицкий соборы. От соборов выезжаем на набережную – отсюда открывается красивый вид на Волгу, есть интересный фонтан «Мальчик с рыбкой» и беседка, памятник Островскому. Все готово к посещению одного из музеев – его координаты были зашифрованы тайником, ну и собственно а почему бы не посетить именно его. Музей нашли не сразу, он спрятался на небольшой улочке, мощеной местами булыжником. Походили по музею, посмотрели картины, наверное, узнали для себя что-то новое. От музея выезжаем на другую площадь – тут установлен памятник Василевскому, рядом – почта, где можно отправить телеграмму в ТурКлуб о начале маршрута. На этом культурно-смотрибельная часть в Кинешме заканчивается, нам нужно перебраться на другую сторону Волги. По пути к мосту посещаем магазин со странным названием «Голубой Дунай». Вот уже и развилка – на Кострому направо. Только что-то не очень туда сейчас хочется – надо Волгой находится огромная туча, и судя по всему скоро она дойдет и до нас. Куда бы спрятаться в чистом поле… В Кострому направо, а мы едем налево, под недостроенный железнодорожный мост, пережидать ливень.

Под мостом протусовались полчаса, за это время дождь из ливня превратился в нечто, позволяющее ехать дальше. По новому мосту переезжаем Волгу – мост охраняется, но велосипедистам проезд по нему открыт, запрещено лишь ходить пешком. Следующая точка – усадьба Рузского «Студеные ключи». Правильный поворот к ней (у АЗС) мы почему-то не заметили, свернули лишь на следующем, который привел нас в деревню. Вот вроде бы, всего пара сотен метров до усадьбы – но местные бабки говорят, что там такой овраг, что даже пешком то не пройдешь, все завалено и заросло. Приходится возвращаться и искать правильную дорогу. Усадьба понравилась, хоть и заброшенная но зато есть где полазить. Тайник мы не нашли – оказалось, плохо копали – ну что ж, значит, есть повод вернуться. Времени потеряно уже достаточно, пора ехать дальше. По асфальту до Заволжска, далее сворачиваем на объездную. Объездная Заволжска представляет собой ну оччччень разбитый грейдер с большими ямами, по которому еле-еле ползут грузовики и редкие бесстрашные легковушки. На выезде с объездной неожиданный памятник – трем погибшим в 2000-м году милиционерам. Дорога на Островское представляет собой разбитый асфальт – еще вполне сносный в Ивановской области, ну а когда мы подъехали к границе областей стало понятно, что ничего хорошего от дорог Костромской области ждать не придется. Заглавная фотка – комментарии излишни…

Поворот на Щёлыково, усадьбу Островского. Где-то там мы сегодня встаем на стоянку, перед этим немного погуляв по окрестностям и поискав точки тайника. Злобный дядька-охранник не пускает нас с велосипедами на территорию музея, но разрешает погулять по лесенкам-беседкам пешком. Перефотографировав весь парк, проезжаем через дом отдыха – надо же, на выезде с территории усадьбы обнаруживается работающий магазин. Пора искать место для стоянки, по карте совсем рядом – речка. По указателям едем на Николо-Бережки: тропинка заканчивается лестницей, поэтому часть группы остается здесь, другая часть идет пешком искать место для стоянки. В результате часовых поисков находится неплохое место на берегу реки (что интересно, точно в том месте, где была достаточно произвольным образом установлена планируемая точка стоянки), где в начале 10-го вечера разбивается лагерь. План дня выполнен.

Дневной пробег: 49 км

В ПАЗикеСтартЦерковь
ПортУ речного вокзалаЧасовня
У соборовТроицкий соборУспенский собор
Мальчик с рыбкойНабережнаяГорьковское море
Еще церковьМощенкаПамятник Василевскому
Голубой ДунайЛивеньМост
Прячемся от дождяУсадьба РузскогоВ усадьбе
В усадьбе сверхуВъезжаем в ЗаволжскПамятник милиционерам
Граница областейПоворот на ЩелыковоУ ворот музея
ЛесенкаМостикБеседка


День 2. Воскресенье, 03.08

Ближе к 11 часам продолжаем маршрут. Уже всей группой заезжаем в Николо-Бережки: здесь находится очень интересная церковь (к сожалению, в «лесах»), могилы Островских, этнографический музей. Музей мы посетили, очень понравился, всем советую, рассказывают весьма интересно и главное, это запоминается! Здесь же у Igor! обнаружился прокол, который был успешно заклеен. Теперь – к «голубому дому», там покупаем на память буклетики. Потеряв кучу времени на поиски тайника и не найдя его, едем дальше, не посещая основной музей – увы, надо торопиться, сегодня ехать еще далеко. Возвращаемся на «трассу», если так можно назвать нечто из разбитого асфальта. Дорога холмистая, но достаточно приятная, вдоль дороги везде если не лес, то как минимум лесополоса, лишь немного мешают фуры, неожиданно появляющиеся из-за поворота на спусках и еле-еле ползущие в гору. Ехать по такой дороге быстро не получается, и лишь через полтора часа мы на повороте на Островское. Вопреки картам, здесь нет даже грейдера – в поля уходит обычная грунтовка. На этой же грунтовке мы немного запутались – часть группы проехала в объезд, другая часть – прямо, но так как рации у нас были то не потерялись. В центре села находим магазин, здесь же памятник, не поверите, Островскому ))

Въезд в село нашли, теперь надо найти выезд из села. С этим тоже было не так просто – проехать нужно было по незаметной мощенке, сначала круто вниз, а потом не менее круто вверх – спасибо местным мини-велосипедисткам, что показали правильный путь. Выезжаем на трассу на Судиславль… Начинает крапать дождик. Еще в Островском договорились остановиться на обед в кафе перед Судиславлем – кафе спряталось у поворота на Сколепово, и некоторые из нас чуть было не проехали мимо. На обед уходит полтора часа, дождь не прекращается. Спускаемся в Судиславль, по объездной проезжаем к тайнику. Хм, здесь же недалеко турбаза… А не остановиться ли на ней? В такую погоду это будет весьма кстати. И пока одна часть группы находит тайник, другая уже договаривается о домике на ночь – пусть мы отстали от графика, зато будем ночевать под крышей!

Дневной пробег: 70,5 км

Утром в лагереКузнечикМогилы
Этнографический музейЦерковь в Николо-БережкахГолубой дом
На крыльцеПамятник Островскому в ЩелыковоРека Мера
Въезд в ОстровскоеПамятник Островскому в ОстровскомУ магазина в Островском
Опять мощенкаГраница районовПоворот на турбазу


День 3. Понедельник, 04.08

Утро началось с каши и чая, приготовленных на горелках. Долго на турбазе тусоваться не стали, уже в 11 утра продолжили маршрут – вечером мы заплатили за ночевку такие смешные деньги, что их даже не хочется озвучивать, и утром нам намекнули на то что ночевка то стоит минимум в два раза больше )) Это придало необходимое ускорение, и в половине одиннадцатого мы были уже в Судиславле, фотографируя местные достопримечательности. Собственно большая достопримечательность то там одна – Преображенский собор, но подъехав к собору мы сами стали объектом внимания – проходившая мимо корреспондентка местной газеты попросила дать интервью. Это нам не впервой, в 2006-м году статья про наш поход уже была, и в этот раз не отказались рассказать миру о том, кто мы и зачем сюда приехали. Покидаем Судиславль по «Фадеевской дороге» (так ее называют местные). Примерно до Подольново идет неплохой асфальт, затем – грейдер, который на границе районов превращается в зачетные «говна» (впрочем, с твердой подложкой), а где-то за Асаново асфальт снова возвращается. Интересно, что ни одной встречной, ни одной попутной машины на участке от Фадеево до Гульнево нам не попалось. Вот уже и трасса на Сусанино.

Здесь машины, разумеется, есть, а асфальт достаточно разбитый – например, на спуске к Андобе как ни пытайся лавировать между ямами, а периодически все равно их ловишь. На Сусанино сворачиваем раньше «официального» поворота – самая короткая дорога идет от указателя на птицефабрику, судя по всему это остатки какой-то древней дороги, так как спуск от деревни вниз – снова мощенка (можно объехать, свернув с трассы чуть позже, под горой). Еще более крутым оказался подъем в самом Сусанино, который вывел на главную площадь. Подъезжаем к музею – он работает, можно заказать экскурсию (что мы и делаем), и даже находится человек, который посмотрит за нашими велосипедами. Экскурсия очень понравилась, покупаем сувениры на память. Кстати, музей находится в церкви, которая изображена на картине «Грачи прилетели» - этот факт нельзя оставить без внимания, и здесь теперь будет тайник. После музея посещаем местные магазины, в одном из которых обнаруживается большой ассортимент пирожков.

Покидаем Сусанино в 5 часов вечера. На горизонте маячат тучки – интересно, попадем под дождь или нет? Несколько километров от Сусанино по трассе, и вот уже поворот направо – здесь начинается маршрут «Подвиг Ивана Сусанина». Первая точка – часовня на месте деревни, где он когда-то жил. От часовни должна идти хорошая тропинка в сторону Домнино: не знаю, может мы выбрали неправильную тропинку, но на той тропинко-просеке-дороге, что шла вроде бы в правильном направлении, мы потеряли еще час. И дождик все-таки пошел. Ладно, выбрались в Домнино – обрыв цепи, чинимся. Наконец, ближе к половине восьмого мы у камня, что установлен на краю обрыва у болота. Здесь снова ремонт – Владимир А порвал залетевшей за кассету цепью несколько спиц… Выезжаем от болота уже в 9 часов вечера: пожалуй, именно тот факт, что мы не стали вставать на стоянку у болота (а ведь там рядом был колодец), а уже в сумерках продолжили движение, пытаясь нагнать график, и повлиял главным образом на весь дальнейший маршрут…

А пока дорога асфальтовая, фоткаем шикарнейший закат. Перед Попадьино асфальт заканчивается, местные ребятишки объясняют дорогу дальше (через ферму). Отсюда на Константиновское идет смесь грейдера с бетонкой, покрытая грязью. В половине одиннадцатого вечера находим поворот в поле, уже совсем стемнело. Дорога есть, это колея, разбитая тракторами. После дождей сырая глина отлично наматывается на колеса, и от дороги удается отъехать не более километра… Впрочем, удивительным образом именно здесь обнаруживается небольшой ручеек, а также ровная площадка под палатки у дороги. Встаем здесь, а что у нас там с маршрутом, графиком и т.п. – разберемся завтра…

Дневной пробег: 84,5 км

На турбазеНаш домикДаем интервью
МыПреображенский собор в СудиславлеГраница районов
ХреновоУ музея в СусаниноГрачи прилетели
ЧасовняЦерковь в ДомниноМы у камня
БолотоНа болотеЗакат


День 4. Вторник, 05.08

Утром нас осталось семеро. Liandry, неудовлетворенный тем, как проходит путешествие, решил вернуться в НН. С ним уехала и T@nya, которой сложность похода оказалась не по силам. Погода относительно наладилась – тучи ушли, и хоть небо и было наполовину (в буквальном смысле слова) закрыто облаками, было ясно, что дождя сегодня скорее всего не будет. Немного почистив велы, двинулись дальше. Раскатанная дорога вскоре свернула в сторону деревни Новой, а прямо пошла чуть заметная колея в поле, по которой можно было ехать. Это вселяло уверенность, что больших проблем с дорогой не будет, однако через полчаса пути дорога сначала свернула от трека, а потом и вовсе закончилась на опушке разворотным кольцом. Нам надо было на запад, то в той стороне находился заболоченный лес. Пошли на север вдоль леса, чуть позже опять появилась слабая колея. По этой колее доехали до места, где на карте находится Пешколово. От деревни не осталось ничего, лишь несколько яблонь, да иногда в траве попадались какие-то детали сельхозтехники. GPS показывал что мы на дороге, а вместо этого приходилось пробираться пешком по заросшему бурьяном склону оврага… Нашли место, где по карте дорога пересекает ручей – да, пожалуй когда-то дорога здесь действительно была, но сейчас… Поднимаемся от ручья – никаких следов дороги нет…

«Оврагинг» - с таким названием запомнился этот день похода. На то, чтобы добраться до Углево - точки откуда по карте нарисовано твердое покрытие, т.е. преодолеть 10 километров, уходит три часа. После форсирования ручья группа разделяется. Пытаясь найти дорогу, я ухожу все дальше и дальше, остальные немного отстают. Находясь в Долматово (пара остовов домов), вижу вдалеке силуэт колокольни: это Дурцово, предполагаю что оттуда должна быть нормальная дорога. Перейдя еще пару оврагов, оказываюсь у церкви. Demjanes по рации сообщает, что они через болото выбрались на грейдер у деревни Горки. Кстати, рации (Midland GXT-500) проявили себя очень хорошо – можно было уверенно разговаривать на расстоянии нескольких километров (правда, делаю поправку, что это были заброшенные поля на холмах, а не густой лес), только такая работа раций позволяла не рисковать, разделяя группу. Делаю у церкви тайник. Здесь же начинается дорога, которая еще через пару оврагов в конце концов выводит на задворки Углево, где у магазина назначен общий сбор. Небольшой отдых после «оврагинга»… и надо ехать дальше…

Не успев отъехать от деревни и километра, снова поломка – Владимир А очередной раз срезает цепью спицы… Принимается решение, что половина группы едет разбивать лагерь, остальные помогают с ремонтом. Ночевать мы будем на Челсме – в том месте, где планировалось по графику остановиться вечером дня третьего. Пробег сегодня получится небольшой, но других вариантов нет – в Галич надо приехать утром, чтобы попасть и в магазины, и в музеи. Итак, бетонкой от Углево, а затем трассой почти до Галича. Место для стоянки обустраивается уже в 7-м часу вечера. Поразила речка – очень быстрая и очень холодная, она была похожа на горную. Отмываем велосипеды от остатков вчерашней глины… Поскольку сегодня лагерь разбили рано, то завтра подъем в 6 утра.

Дневной пробег: 41 км

Интересное атмосферное явлениеНаш лагерь
Вдоль оврагаЯблоняПереходим ручей
Церковь в ДурцовоДороги все еще нетЦерковь в Углево


День 5. Среда, 06.08

Ночью пошел дождь. Утром стало ясно, что этот мелкий дождь – на весь день. Но вариантов нет, и в половине десятого утра мы выезжаем в сторону Галича. Первая точка сегодня – Паисиев монастырь, подъезжаем к нему по грунтовке с обратной стороны - так короче. Монастырь ремонтируется - готовится к юбилею Галича, что ожидается в 2009-м году, но посмотреть есть чего, здесь же можно и воды набрать. От монастыря спускаемся в город, проезжаем на главную площадь. Сегодня нам нужны магазины, докупить запасов продуктов, купить новый топор взамен сломанного и попытаться найти спиц в запас, которые почти кончились. Очень кстати оказываются торговые ряды, в которых так удобно остановиться по крышей. Удается найти все, кроме спиц. Вернее, спиц то мы тоже купили.. только они оказались короче тех, что нужно больше чем на сантиметр (хотя спрашивали на 26 дюймов), а других в продаже не было. Теперь – в музей. И этот музей работает, а значит мы не только получим очередную порцию интересного, а, главное, погреемся!

Экскурсия была интересной – музей богатый, двухэтажный. Велосипеды оставляли в закрывающемся дворе музея. Ну и посещение Галича будет неполным без посещения древнего городища «Балчуг» - туда ведет длинная лестница из нескольких участков, а на вершине – крест и беседка. Погода не позволяет в полной мере прочувствовать величие Галичского озера, оно затянуто дождевой дымкой… Считаем ступеньки и едем дальше, на Галич ушло более трех часов. Дальше дорога асфальтовая – эх, еще бы убрать этот встречный холодный ветер… Мы не сворачиваем по грейдеру на Туровское, а едем дальше, до новой трассы. Там – кафе и горячий обед, которые так кстати в этот дождливый день.

Ура, мы поворачиваем, и ветер временно будет попутным – следующие 10 километров пролетели незаметно. И снова поворот с трассы – уходим на Березовец, в сторону древнего тракта. Дорога сначала асфальтовая, потом - участок грейдера, снова асфальт, и снова грейдер… Конечно же, остановились у церкви в Березовце – так приятно постоять хоть несколько минут под крыльцом, когда сверху ничего не капает. А совсем рядом Феднево… где придется свернуть с твердого покрытия, чтобы добраться до Дмитрия-на-Гриве. Дорога выглядит… а что говорить, фотографии дают отличное представление о том, по какой дороге пришлось ехать (а чаще – идти). Но не сковала костромская глина наши колеса, удалось обойти ее всю по краю дороги – где по тропинке, где просто по полю. Сначала вниз к реке, потом брод (который вполне реально даже преодолеть «в седле», потом ну очень крутой подъем от реки и далее, полями через спуски и подъемы вдоль реки - на 6 километров этой раскисшей тракторной дороги у нас ушло менее двух часов, и, несмотря на ужасную погоду, дневной план выполнен – мы ночуем на берегу Ноли, совсем недалеко от заброшенной церкви, рядом с бродом. Завтра – «Екатерининский тракт».

Дневной пробег: 61 км

Стоянка на ЧелсмеРека ЧелсмаПаисиев монастырь
Въезжаем в ГаличУ магазинов в ГаличеВ Галиче
В музееНа экскурсииНа городище
Вид на Галичское озероПамятник подъемному крануВ кафе на перекрестке с трассой
Поворот на БерезовецИ снова грейдерУ церкви в Березовце
Нам тудаСначала внизЗатем брод
Потом наверхВот такая вот дорогаИ такие лужи


День 6. Четверг, 07.08

К утру дождь закончился. Первым делом посетили заброшенную церковь Дмитрия-на Гриве – подробнее о церкви в описании тайника. Ближе к 12-ти часам приступили к решению задачки номер два – брода через Нолю. Сам по себе брод никакой сложности не представляет, но вот подъем от него очень грязный и противный. В процессе перехода реки снова немного помыли велы. Дороги уходили правее и левее, выбрали ту что правее: левая судя по всему шла в Боловино, еще вечером заметили там, высоко на обрыве какую-то сельхозтехнику. Нам туда не надо, пробираемся по колее вдоль реки, затем прямо по скошенному полю. Вскоре за полем раскатанная тракторная колея заканчивается, и мы выходим на «екатерининский тракт» - мощеную дорогу, построенную пару веков назад. Уже много лет эта дорога практически не используется, постепенно зарастает и превращается в обычную лесную грунтовку. Лишь в местах промоин иногда видно булыжник, да заметно что идем мы по насыпи – вот и все, что осталось от бывшей главной дороги на Солигалич и далее на Тотьму. Несмотря на его сложность, этот участок был одной из «изюминок» похода – таких дорог в центральной полосе осталось совсем мало. Пару раз начинал крапать мелкий дождик, но прекращался. Если дорога идет под уклон – можно ехать, если в гору – только пешком. Десять километров до Карачуново преодолеваются три часа, здесь дорога неожиданно идет в объезд бывшей деревни, а за деревней… Ура, вот она, настоящая «мощёнка»! Вот уже и Вонышево, большое село, от которого начинается грейдер. И ливень, как всегда не вовремя…

Однако, прежде чем мы поедем по грейдеру, по плану есть еще радиалка в урочище Раменье. Размышляем, едем мы туда на велосипедах или пешком – решаем что частично на велах (до речки), далее пешком. До речки правда не доехали, тропинка была не особо проезжей на веле, а таскать груженые байки не хотелось, поэтому остановились чуть отъехав от села. Пока одна часть группы, которой интересно посмотреть побольше, ходит в радиалку, другая часть готовит обед – в этот раз у нас будет суп! На посещение заброшенной церкви и обед было затрачено три часа. Готов еще один тайник, пора ехать дальше, а то скоро начнет темнеть а мы проехали какие-то смешные километры. Вонышево – самая верхняя точка похода, она же – вершина Костромской области, поэтому дальше будет проще, дорога идет преимущественно вниз. А раз так, то хоть и грейдер, а едем достаточно быстро. Итак, в 7 часов вечера мы были в Вонышево, а в 8 – уже в старинном селе Корцово. Это еще один пункт культурной программы, здесь находится комплекс из двух больших церквей, а на окраине села – минеральный (судя по всему, железистый) источник. Источник, правда, большинству из нас не понравился – сказали, болотом воды отдает, но тем не менее, закладывается еще один тайник. Ну и теперь без остановок до места ночевки! Раз уж поход по Костромской области, то обязательно надо переночевать на реке Костроме. Незадолго до моста грейдер сменяется асфальтом, есть ли здесь места для стоянок? Судя по наличию съездов – есть. Здесь и ночуем.

Дневной пробег: 37 км

Вид с колокольниДмитрий-на-ГривеDemjanes на стоянке
БродПо колееПо полю
По трактуВсе еще по трактуЧерез ручьи
На мощенкеУрочище РаменьеКорцово


День 7. Пятница, 08.08

Итак, мы уже совсем отстаем от графика. И поэтому едем не по маршруту… а немного по-другому: минус грунтовки и непролазные дебри, плюс асфальты и грейдеры. Менее чем через час с выезда со стоянки мы уже осматривали первые достопримечательности Солигалича: памятники Невельскому, Вылузгину и неизвестному оленю, многочисленные древние соборы и центральную площадь. Разумеется, прокатились на поиски тайника, по пути (вернее, не по пути, не туда свернули мы) случайно найдя еще и красивые щебеночные отвалы. Тут же посещаем магазины, в том числе «кулинарию» с обалденным выбором пирожков на любой вкус (были сделаны запасы на пару дней). А вот музей сегодня закрыт – в Костромской области стандартный выходной для музеев – в пятницу. Как обычно, время пролетает незаметно, и Солигалич мы покидаем лишь в 16 часов…

Впрочем, дальше мы поедем почти без остановок. Дорога асфальтовая, совсем без машин. Где-то за Бурдуково асфальт сменяется очень хорошим грейдером, а машины пропадают совсем. Едется отлично, и стрелки на часах еще не дошли и до 18-ти часов, а мы уже поворачивали в радиалку к урочищу Высоково. Да, почти до самой церкви – также хороший грейдер! Ровно в 6 мы на вершине холма, устраиваем перекус, осматриваем развалины, фотографируем просто отличные виды. Место однозначно стоит тайника! Ну что, доедем сегодня до Виги? А и доедем! Тем более что следующие несколько километров дорожка просто сказочная – узкая, с очень гладким покрытием (хоть и не асфальт), и ехать по такой максимально приятно. Но чем ближе к цивилизации, тем хуже становится грейдер, вскоре появляются и встречные автомобили. В Куливертово местные сообщают, что асфальт начнется только в Судае, но грейдер снова улучшится. Пара сумасшедших спусков и пологих подъемов… Ой, что это за камень тут за заборчиком? «Здесь находилось родовое поместье Лермонтовых» - говорит камень. Здесь – это в Измайлово. Хорошо, запомним… Половина десятого вечера – мы в Судае. А в нем есть… открытый магазин самообслуживания! Вот и еще один сюрприз! Вроде бы у нас все есть, а как не посетить такую достопримечательность. Пора искать стоянку… вот заманчивый поворот – так и есть, стоянка! И дрова уже приготовлены в виде обрезков досок. Останавливаемся? Упс, едут местные на мотоцикле… Интересный эффект – мотоцикл подумал -подумал, да уехал в противоположную сторону по берегу реки… ставим палатки здесь, уже 10 часов вечера… Рекордный день похода по пробегу – и, путем выкидывания из маршрута нескольких слабопроезжих участков, мы почти нагнали график!

Дневной пробег: 88,5 км

Стоянка на КостромеРека КостромаПамятник Невельскому
ХрамыРазрушающаяся колокольняRunaway у собора
В центре СолигаличаУ отвалаНеизвестный олень
Вид на СолигаличДорога на ВысоковоУрочище Высоково
В церквиВид с холмаСказочная дорожка
ГрейдерВсе еще грейдерНеожиданный памятник


День 8. Суббота, 09.08

Утром стало ясно, что дожди ушли надолго. Вроде можно бы продолжать маршрут, но… сил на «раскаточную» часть маршрута ушло столько, что на полный вариант их может и не остаться! Поэтому самую большую автономно-лесную часть решили из маршрута убрать и максимально держаться жилых мест. Завтракаем, наблюдаем как по Виге проходят группы водников на байдарках. Первый участок на сегодня – асфальтовый, жаль что ветер, как всегда, встречный. Здесь приходит нехорошая весть – Владимира срочно вызывают на работу и поход ему придется завершать, вместе мы едем только до Повалихино. На повороте немного перепаковываем снарягу, и нас остается шестеро. Проехав какими-то колеями через село, вылезли на грейдер до Цилимово. Здесь заканчивается твердое покрытие и начинается очередной спецучасток – нам нужно добраться до Николы-Острова, что на Святом болоте. По полю идет проезжая грунтовка, которая через некоторое время уходит в лес, причем немного не в ту сторону, куда нам нужно. Поскольку другой такой накатанной дороги мы не видели, то идем по ней… До болотца, в котором явно видны следы разворота чего-то внедорожного, а дальше пути нет совсем. Все-таки приходится возвращаться… По полю (вроде бы даже был какой-то след, наверное от того же джипа) возвращаемся на трек – дорога тут есть, видимо мы просто не заметили нужный поворот. Вот уже и церковь в урочище Жуково.

Вокруг церкви находится действующее кладбище, именно поэтому добраться сюда несложно. А вот дальше будет интереснее, нам предстоит перебраться через болото на остров. Идем в точности как сказано в описании тайника. Вот уже граница леса, вперед уходит заболоченная просека. Да, это болото, но идти можно без особых проблем, даже велосипед особо не проваливается. Всего 15 минут – и мы на острове! Дальше идет дорога, заваленная стволами деревьев, по которой петляет тропинка – видимо, это место периодически все же посещается. Еще полчаса уходит на дорогу до церкви и вот он, большой белый поклонный крест, а за ним видны и маковки храма. Следует заметить, что по лугу у церкви идти было даже сложнее чем по лесу и болоту - трава в рост, скрывающая ямы, крапива, вьюн очень тормозили движение. Но ура, одна из главных целей похода достигнута! Мы первые, кто добрался сюда на велосипедах!

Место оказалось весьма интересным. В храме периодически кто-то живет! Есть оборудованное место для ночевки, запас воды и консервов. Осмотр церкви, перекус и выдвигаемся дальше мы только в половине седьмого. Если дорога до церкви была известна по описанию, то дорога на другую сторону болота была неведома. Первый раз за поход рюкзаки перевесили на спину, так как даже по лугу с бурьяном везти груженый велосипед рядом было проблематично, а что же тогда будет дальше в лесу… Впрочем, в лесу каких-то особых проблем не возникло – все та же заваленная деревьями старая дорога. Вот и снова болото и старая гать… Идти, кстати, проще не по гати, а скорее рядом с ней – меньше проваливаешься. Без особых проблем перешли болото, самое сложное началось на границе леса: трек ушел куда-то севернее (впрочем, дороги там не наблюдалось), а прямо начались какие-то заболоченные кусты. Ладно, и через кусты пробрались. Ура, вот дорога – еле заметная, но все же дорога, мы вернулись на трек. Можно вернуть рюкзаки на багажники. С полкилометра вдоль леса и… неожиданно выходим на раскатанную лесовозную дорогу! Это было сюрпризом, и стало ясно что основные проблемы позади.

Лесовозные колеи идут только до границы леса, в поле (на карте там деревня Гоглево) они исчезают, и опять начинается «бурьянинг» по траве в рост. Снова перелесок – и снова возвращается дорога, по которой иногда можно даже ехать. Где-то здесь же появляется относительный свежий след какого-то уазика, примерно совпадающий с нашим направлением, и далее мы стараемся держаться его. И где-то здесь же поломка: у Юры ломается стойка багажника. Меняем багажник на запасной (вернее, половину багажника, так как разборный запасной багажник оказался относительно совместим). Смеркается, уже 9 часов вечера, а нет ни намека на какой-либо ручеек, ни запасов воды. Успеем ли мы сегодня доехать до деревни или реки-озера? Хотелось бы надеяться что да, ведь явно след уазика выводит к людям. Где-то справа остается церковь в Мироханово, туда мы уже не заезжаем… В паре болотистых мест опять те же проблемы – глина блокирует заднее колесо, а ведь уже почти темно… Считаем километр за километром, сколько еще осталось до цивилизации. Неожиданно развилка – чуть левее и чуть правее, по треку вроде бы надо прямо. Спорим, выбираем правый вариант. Через пару десятков метров – опять развилка! И опять не совсем ясно, куда ехать, и уже совсем темно… Ладно, разберемся с этим завтра, а сейчас ставим палатки прямо здесь (как раз и у дороги оказалось ровное место почти без травы) и ложимся спать – утро вечера мудренее…

Дневной пробег: 43 км

Стоянка на ВигеРека ВигаВ Цилимово
Урочище ЖуковоЦерковь в урочище ЖуковоЦерковь в урочище Жуково
По святому болотуПо святому болотуПоклонный крест
Никола-ОстровСвятое болотоЛесовозная дорога


День 9. Воскресенье, 10.08

Утро началось с традиционной чистки велосипедов – как оказалось, не зря. В 10 утра поехали дальше – сюрприз! Мы ночевали в какой то сотне метров от места, где начинается грейдер, а все эти развилки были всего лишь разными выездами на него! Грейдер был нераскатанный и очень ровный, и уже через 20 минут впереди видны главы соборов Авраамиевого монастыря. Но прежде ехать осматривать монастырь, нужно посетить магазин и хорошенько позавтракать. Такой магазин есть в Ножкино, рядом с очень красивой церковью. Завтракаем целый час: мы никуда не торопимся, маршрут решено перевести в завершающую фазу - смотрим Чухлому, находим «лесной терем» и выбираемся в сторону железной дороги – силы на исходе, вчера группа стала еще меньше, есть и другие причины постараться вернуться в город пораньше (ориентировочно – в среду-четверг). После завтрака подъезжаем к монастырю, фотографируем сам монастырь, его окрестности и, конечно же, Чухломское озеро! По небу ходят тучки, но в этот раз - мимо нас. Монастырь богатый и в прямом смысле слова, и в переносном: здесь есть источник, интересные захоронения (в том числе рода Лермонтовых), а в церковной лавке можно купить совсем недорогую книгу про монастырь. В час дня направляемся в сторону Чухломы.

Чухломской район, судя оп всему, настолько бедный что даже подъезды в районный центр чуть ли не грунтовые, попадаем в город какими-то зигзагами. Что тут можно посмотреть – ага, церковь… Большой каменный памятный знак - досчитываем циферки. Напротив камня музей, вроде должен работать… так, судя по расписанию время рабочее… но дверь закрыта. И на стук не открывают. Уже собирались уезжать, когда Scrun стукнул по двери пару раз посильнее – и оба-на, дверь то и открылась! Оказывается, сегодня в Чухломе день города! И все ушли туда, а музей закрыт на технический перерыв. Но только не для нас! )) И музей мы все-таки посещаем, хоть и без экскурсии. Еще один объект культурной программы – парк на месте бывшего городища… и пожалуй всё, на этом с Чухломой мы прощаемся…

Выезжаем из города, и снова грейдер… Причем жутко разбитый, трафик на этой дороге есть. Впрочем, в половине пятого мы уже в Введенском, а еще через полчаса – в Фалелеево, где твердое покрытие заканчивается. Следующая задача – добраться по грунтовке до Осташово, где находится последний объект культурной программы сокращенного варианта маршрута, деревянная усадьба Сазонова, оно же – «Лесной терем». Недалеко от дома бросаем в лесу байки и идем к объекту пешком – дороги туда считайте что нет (а та что есть, заросла травой и заболочена). Терем появляется из леса неожиданно, буквально за несколько десятков метров его совсем не видно. Эх, красота… Жаль, что все постепенно разрушается и этому деревянному дому жить осталось совсем недолго… А еще в «тереме» была обнаружена книжка с повестью про Чухломской край (А.А.Москвин, «Питерщик в пустыне») надписью «Искателю, 8 августа 2008». Книжку мы не взяли – не совсем было понятно, «искатель» - это кто-то конкретно или к нам это тоже относилось? )) Осмотрев терем, возвращаемся к велосипедам. Уже почти семь часов вечера, что же там дальше будет с дорогой…

Дорога вроде бы есть, даже есть какие-то свежие следы – то ли охотники катались, то ли еще кто. Ехать конечно проблематично, но пешком вполне топается. В одном месте дорога круто уходит с трека на юг, пересекает ручей, поднимается в лесок… Стоп! Раз есть ручей и лес, то надо вставать здесь, а то вдруг дальше не будет никаких речек и «неожиданно» стемнеет… Вот и неплохая полянка найдена. Кстати, по карте там речка Мелша, но что-то речки мы не видели, воду набирали в ручье. 8 часов вечера – не самое позднее время установки лагеря в этом походе.

Дневной пробег: 55 км

День 10. Понедельник, 11.08

Утром продолжаем топать дальше. А дальше идут небольшие заросшие поля, в которых дорога постоянно теряется… Сто метров она есть, еще сто метров нет… и так постоянно. В итоге доходим до разъезженного выезда из леса в примерно нужном нам направлении. И этот выезд ну как обычно привел нас на заброшенную вырубку. Приходится вновь перевешивать рюкзаки на плечи и пробираться по завалам. На другом конце вырубки никаких следов дороги нет…

ОК, идем «по азимуту» в сторону бывшей узкоколейки, там разберемся. Одновременно стараемся продвигаться ближе к дороге, которая показана на GPS чуть южнее (однако съезда с поле на нее мы не видели). И в итоге выбираемся именно на эту дорогу, она есть! Конечно не хайвей, но можно без проблем везти велосипед рядом с собой. К тому же на ней свежие следы нескольких человек, в направлении «оттуда»! Сложно передать словами, насколько этот факт нас обнадежил. Вскоре выходим к ручью (скорее канаве), через который проложен пешеходный мостик из бревнышек! Переходим ручей, а дальше… А дальше вдоль дороги начинает идти слабозаметная тропинка… С каждым километром улучшающаяся. Еще через час пути по ней уже вполне можно ехать, если бы не упавшие деревья. А еще через час выбираемся к очередной нежилой деревне, за которой начинается езжая дорога… И совсем скоро на горизонте показываются голубые маковки церкви в селе Горелец – она отреставрирована, значит – деревня жилая, а где люди там и хорошая дорога… Мы выбрались из леса, и пройден последний в этом походе спецучасток.

Ищем, где же здесь можно набрать воду. Оказалось, что эта деревня вовсе не простая, а очень даже интересная – в ней оборудован некий летний лагерь – почитать можно тут. Нас же больше заинтересовал не лагерь, а факт что здесь можно помыть велы и помыться самим – шланг с напором воды очень этому способствовал. Ведь сегодня мы выбираемся к цивилизации, а уже завтра скорее всего будем в НН, если все получится. На помывку уходит больше часа, и из деревни выезжаем уже в сумерках. К сожалению, грунтовка дальше была достаточно грязной – мы то думали, что в такой лагерь есть нечто укатанное. Правда у следующей деревни исправилась, а у Савино, как и предполагалось, вышли на грейдер. Время 9 часов вечера, смеркалось, наша задача – проехать 50 км до Николо-Поломы и сесть там на пригородный поезд 4.10 до Шарьи. Времени – с запасом.

Итак, до Матвеево грейдер, дальше предсказуемо начался асфальт. Сначала обрадовались, пока он был хороший. Потому как чем ближе к Парфеньево, тем больше на нем становилось ям, заплаток, трещин – местами дорога была раздолбана настолько, что даже не получалось объезжать ямы. Особенно чувствовалось на спусках – летишь так под горочку километров 50, а тут внизу резкий поворот и ямы… не забывайте, что все это – ночью. Никаких поломок или падений вроде не случилось, но запас времени лишним явно не оказался. В 11 часов вечера приезжаем в Парфеньево, находим здесь круглосуточный магазин, закупаемся едой на последние перекусы. Интересно, что сегодня понедельник, а вокруг полно гуляющей молодежи не всегда адекватного состояния – как обычно, бибикания на дороге и т.п. Едем в сторону Николо-Поломы. На пересечении с дорогой на Кострому (чуть за перекрестком направо) ожидалась шашлычная, но оказалось что она не круглосуточная и уже закрыта – жаль, очень неплохо было бы перед поездом часик посидеть в кафе. Вот уже и Николо-Полома. Ищем повороты к вокзалу, вообщем-то зря – на самом деле, главная дорога, пересекая несколько переездов, выводит именно туда. Итак до поезда три часа.

На вокзале кроме нас никого нет, но он достаточно цивильный. Очень порадовала стоимость билетов: зона стоит 6.70, а стоимость перевозки велосипеда вообще смешная – 10 р., если расстояние до 100 км, и 15 р., если больше 100 км (сравните с нашей половинной стоимостью). Билеты тоже забавные – как на ПДС, но зелененькие… а багажная квитанция белая, сразу на все велосипеды. Ну что ж, вот и посадку объявили – грузимся в вагон (вагон сидячего типа, мягкий). Проводница немного поворчала на 6 велосипедов, но показала нерабочий тамбур, куда можно было их поставить. После вручения календарика совсем подобрела. В поезде удалось немного подремать, и в 7 утра мы в Шарье.

Итак, Шарья. Отсюда прямой железнодорожной ветки нет, а в объезд через Котельнич ехать очень не хотелось. Поэтому ищем Газель. На автовокзале тусуются водители пассажирских автобусов, спрашиваю у них, а нет ли знакомых с грузопассажирской газелью. А зачем тебе кого-то искать, мы тебя сейчас прямо на пассажирской и довезем! И называют смешную (по нашим меркам) сумму 1700 р., т.е. по 7 р/км. Отказываться грех, и сняв некоторые сиденья, мы в эту Газель запихиваемся. Через полтора часа – Урень. Здесь узнаем, что всего через час будет «кировский» экспресс, берем билеты в пригородные вагоны. Народу удивительно много, но как обычно занимаем целый нерабочий тамбур. И наконец, час дня, вторник – мы в НН! Никто не ожидал такого быстрого возвращения… что ж, все когда-то заканчивается, завершен и этот поход, который стал, наверное, самым сложным из организованных Нижегородским велоклубом…

Дневной пробег: 70,5 км


 

Неожиданный грейдер Церковь в Ножкино Панорама Чухломского озера
У озера Авраамиев монастырь В Чухломе
Вид с городища Река Вига Церковь в Введенском
Церковь в Фалелеево К терему В тереме
Лесной терем Паук Поле
По полю Дорога потеряна На вырубке
Мостик По лесной дороге Скоро цивилизация
Горелец Помывка Последние грунтовки
Туман По грейдеру На вокзале
Три часа ночи Домой! Карта


автор: RaFaeL


Поделиться ссылкой:

 Мнения и комментарии
Kostromi44  15.02.2015 23:38
Спасибо за увлекательный рассказ о нашем крае, жаль, что в нём только нет заключения, какого-то послесловия, подытоживающие всё путешествие - очень бы хотелось почитать, что вы из этого путешествия изъяли лично для себя... Горько на душе становится при виде брошенных церквей и деревень. Благодаря вам узнал о геокэшинге, за что тоже отдельное спасибо. Если получится, соберусь в путешествие на мотоцикле по Костромской области в этом году
luda  01.06.2010 16:48
А я родилась в тех местах и не была лет 25, с тех пор, как умерла моя бабушка и меня родители увезли в Питер. Читаю и расстраиваюсь, Овраг между Пешколово и Жуково был ухожен, там были тропинки, бил из земли ключ и из него местные жители брали воду, она была необычайно вкусная. А какие сады были в Шилово и Пешколово! С яблонями и вишнями. Дорог правда там никогда не было и ездили на тракторах. Если кто опять поедет опишите поподробнее маршрут Попадьино-Углево. Есть ли там по пути какие-то деревни. Тогда было много. А ехать лучше в июле, самый теплый и не дождливый месяц, а август традиционно слякотный.
Yasha  10.04.2009 12:45
Ребята, оч-оч здорово! Я тоже так хочу! Возьмите меня с собой!
гаврикова елена  26.02.2009 01:17
а мы туда каждый год ездием..из питера до галича поезд потом автобус до чухломы.а дальше даже автобус не едет.родня коровская встречает.такая глушь но отдохнуть от города-нет ничего лучше!!!дикая природа,мы одни во всей деревне-красота!это для нас,а местным без своей машины до чухломы не добраться.а там школа аптека врачи магазины..в коровье только продукты первой необходимости и почта.люди выживают кто как...были бы дороги-туда вернулась бы жизнь..очень больно видеть все это
ПВН  29.12.2008 23:30
Такие родные места... Читаешь- душа радуется!))) И смешно читать- "некий летний лагерь" в Горельце. Для меня это лучший лагерь, самый любимый и незабываемый. Вот собираюсь туда на празники в январе)))) А вы , как было сказано, лоси. Согласна!))) Молодцы! Будучи знакома с описываемыми дорогами на маршруте от Горельца до Паломы, восхищаюсь вами! Мои летние поездки по Соловецким островам начинают казаться детским лепетом.))) ТАК ДЕРЖАТЬ! ВЫ РУЛИТЕ!!!
Zavulon  21.09.2008 19:16
Молодцы!!! Хоть с погодой вам в первой половине маршрута не повезло, но зато какие впечатления появились после этого.
ArmoR  19.09.2008 16:25
Эх, молодцы! Для многих руководителей сход с маршрта или даже небольшое его изменение кажется проявлением "пораженчества" и они всячески от этого отказываются в ущерб удовольствию, здоровью и безопасности группы. Уметь вовремя сойти с маршрута или изменить его в сторону облегчения - это очень важное умение для руководителя! А вы - настоящие лоси!!!
X-man  19.09.2008 15:02
Молодцы, что осилили маршрут, пусть и в измененном варианте) Пожалуй, хорошо, что я в этом походе не участвовал, а то нелюбовь к "говнам" на всю жизнь была бы обеспечена. По "чётным" годам, когда в начале августа дожди, лучше чё-нить более асфальтовое)
Mike  19.09.2008 11:59
Молодцы! Хороший напряг!

Добавить комментарий
Обновить


 Copyright © 2003 Велосипедный Нижний  Поддержка онлайн (ICQ): 59592562  
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода Graphit Powered by TreeGraph