Смотреть видеогалерею Соревнования: прошедшие и предстоящие Путешествия
Меню

Авторизация

Поиск

Статьи
Едем в поход: снаряжение для велотуризма

Собираемся в настоящий поход: что взять?



Фото из путешествий
Дорога к башне

 Рязанская область 2007
Старт: 2007-08-03 18:09
Маршрут: Навашино - Муром - Ардабьево - Касимов - Сынтул - Гусь-Железный - Погост - Ламша - Брыкин Бор - Ижевское - Спасск - Кирицы - Ухорское - Старожилово - Рязань - Рыбное - Константиново - Пощупово - Солотча - Деулино - Горки - Гришино - Бусаево - Тума

Дистанция: 600 км

Время: 8 дней

Участники: RaFaeL, 4enix, Liandry, Demjanes, CrAVas, Igor!

GPS track


Рязанская область 2007

Предисловие.

История подготовки этого велопохода началась еще в сентябре 2006 года. Вернувшись из поездки «от Котельнича до Казани», решено было совершить что-то подобное и в следующем году. Вариантов было много – «Золотое Кольцо», озера Марий-Эл, были планы поехать и в Татарстан. Но неожиданно у 4enix возникла идея прокатиться по Рязанской области. Разработанный маршрут получался достаточно красивым, несложным, но очень насыщенным и интересным - удивительно, но за почти год до старта он практически не изменился! Удобная заброска и выброска (опять межобластные экспрессы), отсутствие оживленных трасс при минимуме бездорожья, разнообразные достопримечательности от музеев и монастырей до заповедников и озер – в наличии были все слагаемые хорошего похода. Почти не изменился с прошлого года и состав участников – из-за работы не смог поехать лишь paramon, зато к нам присоединился Igor! из Сарова. Не изменились и сроки – та же вторая неделя августа. Прогноз обещал жару с грозами.

День 0. Пятница, 03.08

Утреннего экспресса в Муром, к сожалению, пока не придумали. Придется ехать тем единственным что есть, т.е. вечерним, в 18.09. Получилось так, что из 5ти у 4х в этот день был выходной, а вот Liandry пришлось показать чудеса скоростной сборки рюкзака и скоростного прибытия на вокзал. Немного понервничали, но запрыгнули в вагон за 5 минут до отправления. Liandry в этот момент напоминал кипящий чайник. Заняли нерабочий тамбур. В этом же вагоне до Серёжи ехали двое дёртеров. Сначала они попросили у нас ключ для подтяжки спиц, затем – механика для выправления внезапно возникшей восьмерки, чем изрядно повеселили. В Арзамасе укомплектовались до полного состава группы (здесь в поезд сел Igor!), а в 22 часа выгрузились в Навашино. Вообще говоря, можно было бы сразу доехать и до Мурома, но было не совсем понятно где там ночевать, поэтому вышли чуть раньше – на этой стороне Оки с речками и лесом попроще. Очень удачно нашли место для ночевки – точно там, где и предполагалось, на берегу речки Велетьмы, сразу за мостом направо. Впрочем, вставать на стоянку в темноте в последнее время стало делом привычным и нормальным. Речка особо не впечатлила – много ряски и почти нет течения, но вода чистая. Под звуки приближающейся грозы приготовили ужин, и сразу же пришлось прятаться по палаткам – гроза мимо не прошла…


Дневной пробег: 9 км

День 1. Суббота, 04.08

Проснулись вроде бы в 9. Немного помучились с сырыми дровами (жидкость для розжига в этот раз попалась неудачная – помогать не хотела), но завтрак приготовили. Выехав в 12 часов (ну никак не получается у нас быстро собираться!), в 12.30 уже делали фото на въезде в Муром. Подробный осмотр Мурома в культурную программу не входил – большинство из нас здесь уже были, а вообще этот древний город определенно стоит отдельной поездки. Поэтому заехали только к тем местам, которые были по пути – роднику, Николо-Набережной церкви, одному из монастырей. Неожиданно для себя узнали причину большого количество гуляющих в центре людей: оказалось, что в Муроме ДЕНЬ ГОРОДА! Особенно забавно было слышать фразы «ой какие велосипедисты молодцы, специально к нам из Нижнего приехали на день города…» Век бы этот день города не видеть –через центральную площадь мы еле пробрались. Можно было бы конечно в центр и не заезжать, но пришлось – искали телеграф для отправки сообщения в ТурКлуб. В процессе поиска телеграфа выполнили задание виртуального геотайника, а Liandry купил воздушных шариков – раз уж праздник, так не будет отрываться от коллектива ;) Итак, телеграмма отправлена, шарики привязаны к велам – покидаем Муром.


Асфальтового выезда из города почему-то не нашли – дороги там явно не соответствуют карте, упираясь в какие-то заборы промышленного назначения. Зато нашли отличную тропинку, идущую вдоль ЛЭП. «Срезать» по хорошей тропинке – удовольствие особое, пропускать нельзя, особенно когда она идет в правильном направлении и выводит на нужный тебе асфальт ;) Асфальтовая дорожка привела в Мишино и там в полном соответствии с картой закончилась. Решаем мелкие технические проблемки – у меня отвинтился багажник, а Liandry настраивает задний тормоз. По трубам переходим речку и… выходим на асфальт! Оказывается, участок Муром – Репино – Ляхи полностью заасфальтирован, а мы просто пропустили поворот в объезд Мишино (впрочем, указателей там никаких не было). Дорога отличная, машин практически нет – можно ехать и в два ряда, развлекаясь воздушными шариками. Вот слева на холме видна полуразрушенная церковь в Григорово, вот бумажный (!) указатель «Ляхи» - в этом селе запланирован обеденный перерыв. Пирожки в местном магазине заканчиваются мгновенно. На самом краю обрыва стоит частично восстановленная церковь – тут и будет у нас обед, с видом на Оку и Шиморское.


Отдохнув, через полчаса выезжаем из села – а тут недалеко и родник! Дорога поднимается в гору и дальше идет по лесу, что в такую жару весьма кстати. Эта дорога популярна не только у велосипедистов – и в ту и в другую сторону по ней катаются лыжники! Лыжи, конечно же, роликовые; здесь располагаются несколько спортивных баз. За Кононово остановка на перекрестке... хм, а тут яблоки растут! Дикие, но сладкие – редко так бывает, однако чего только не встретишь в походе! Наблюдаем по сторонам, стараясь ничего не пропустить. Вот знак «Проезд по полям запрещен!» - интересно, права за нарушение отбирают? Вот большой камень на въезде в Дмитриевы Горы, но без таблички (только следы остались). А вот и настоящий памятник – Герою Советского Союза А.П.Дмитриеву (вот интересно, его именем названо село, или наоборот, у него самая популярная тут фамилия?) Пара крутых подъемов (каждый из которых вознаграждается отличными видами) и мы уже на въезде в Окшово – последнее село Владимирской области! Кстати, примыкающая там с запада дорога вовсе не асфальт, а грейдер. Разумеется, сразу за селом асфальт кончился – скоро граница областей. Граница была отмечена табличками разграничения разных охотничьих угодий, а вовсе не красивой монументальной надписью - хочется иногда пересечь границу у такой вот надписи, но никак не получается. Зато и дорога здесь не пыльная трасса, а ОЧЕНЬ хорошая грунтовка. Добрый вечер, Жуково – мы в Рязанской области!


От Жуково на юг тоже уже идет асфальт, но нам туда не надо. Нам бы место для ночевки найти хорошее – с лесом и речкой. Речка Унжа должна вполне устроить, вот и грунтовка туда по карте вроде бы идет. Дорога эта правильно показана лишь на «арбалетовской» километровке, а так как трек рисовался по стандартному двухкилометровому атласу, то уехали немного не туда – когда уже были видны ближние дворы Ардабьево, пришлось вернуться немного назад. На берегу речки встать не получилось, там везде луга, а вот в лесу полянок хоть отбавляй – лес отличный, сосновый с моховой подложкой. После ужина до часа ночи развлекались тем, что ставили рекорды на размер костра – огромное количество сухих сосновых веток с иголками позволили разжечь реально аццкий костер.


Дневной пробег: 82,5 км

День 2. Воскресенье, 05.08

Подъем в 8 утра. Где-то вдалеке раздаются ауканья грибников. Маршрут решили чуть изменить – Унжу вброд не переходить, а вернуться к Ардабьево, там должен был быть мостик. Мостик там… хм… ну можно сказать что был. Три бревна. Рядом очень мелкий (ниже колена) брод. Я посчитал, что пользоваться бродом неспортивно, снимать рюкзак с вела тоже неспортивно, а надо переходить прям так. В ПВД в Алешунино у меня это отлично получилось. Здесь же мостик был раза в три длиннее. К сожалению, не вышло… доставить удовольствие своим падением всем наблюдающим ;)) А ведь они так этого ждали… Сами, правда, рисковать не стали, воспользовавшись бродом.


В первой же колонке на окраине деревни набираем воду. Небольшой отрезок хорошего асфальта до Дмитриево – там уже трасса. Трасса Муром – Касимов мне не понравилась – очень много транзитного транспорта (каких только номеров регионов не видели), а асфальт разбитый. Да еще ветер был явно не попутный. Тем не менее, в половине первого дня уже фоткались у большой белой надписи «Касимов». Объездная с большинством машин уходит вправо, мы же едем прямо. Город встречает нас не особо актуальной информацией, что ему уже 850 (на самом деле уже 855). Первым делом посещаем книжные магазины – хорошая карта города не помешает. Следующий пункт программы – горячий обед. Как оказалось, в Касимове с этим не так то просто – мы нашли всего одно открытое кафе с более-менее неплохим ассортиментом первых и вторых блюд: «Фламинго», находится на пересечении улиц Советской и Ленина (ориентир – памятник Пушкину).


Итак, часовой обеденный перерыв закончен, глава вторая – осмотр города. Пользуясь заранее подготовленным маршрутом, посетили большинство достопримечательностей. Мимо Богоявленской церкви в Старый Посад – там, на окраине в поле один из самых интересных памятников Касимова, мавзолей Авган-Мухаммед султана. По предварительной информации, он должен был быть открыт. Информация подтвердилась частично. Вообще говоря, на двери был замок, и расстроившись, фоткали внутренности мавзолея через окна. А потом оказалось, что хоть и висит замок, но не запирает он ровным счетом ничего, так как скоба из кладки вынимается вообще без каких-либо усилий – «защита от дурака» с нами не прошла и теперь у нас есть фотки не только снаружи, но и изнутри. Кстати, хоть улицы в Старом Посаде и заасфальтированы, подъем туда по оврагу щебеночный и очень крутой. Зато нашли в этом овраге спелую сливу, а в непосредственной близости от мавзолея находится яблоневый сад. Возвращаемся в город.


Краеведческий музей Касимова состоит из двух частей – дома Алянчикова и мечети с минаретом. Для посещения выбрали мечеть. На часах 16.35… а музеи работают в Касимове почему-то не до 17.00 как почти везде, а до 16.30! Спасибо администратору, что все-таки разрешила подняться на минарет. Вид оттуда потрясающий, всем рекомендуем! Рядом с мечетью мавзолей Шах-Али хана, но в него дверь заперта, да и выглядит он не особо. Едем в исторический центр, затем на набережную через Петровскую заставу – маршрут тайника готов! Ну и мы успешно все посмотрели, пора ехать дальше! Однако, прежде чем покинуть город, посещаем магазин – докупаем некоторые продукты, выпиваем банку сока.


Стеллы на выезде из города напоминают нам, что Касимов основан в 1152 году. Далее по первоначальному маршруту был Гусь-Железный, но решили заехать и в Сынтул: купание в чистом пруду в такую жару лишним не бывает. Сынтульскому заводу, как и прошлом году, все еще 200, но в этот раз (под тем разом имеется в виду поход «Лепестки железной розы») нам интересны другие достопримечательности Сынтула. Кроме памятника герою Воеводину Д.Т. меня очень заинтересовало наличие в селе двух деревянных церквей: одну то деревянную церковь в центре России можно встретить нечасто, а здесь их целых две, к тому же одна даже памятник архитектуры. Разумеется, заехали, сфоткали. Готов и второй на сегодня тайник. Все, хватит уже их делать, пора бы уже искать! Гусь-Железный – туда приезжаем уже ближе к закату, что нам только на руку – некоторые фотки выходят очень красивые. Впрочем, готичный местный собор грандиозно выглядит всегда – даже не верится, что находится он в небольшом русском поселке, а не в каком-нибудь итальянском или французском городе. Остальные постройки усадьбы Баташевых впечатлили значительно меньше.


Выезжаем из поселка по грунтовой дороге – где-то недалеко мы будем ночевать. Дорога идет очень хитро – параллельно реке, но никаких свороток нет. Вот наконец-то то перекресток, сворачиваем. Теперь мы едем также параллельно реке, но уже в обратном направлении. Когда это надоедает, сворачиваем просто в лес! Через пару сотен метров выходим еще на одну параллельную реке дорогу, но она идет уже по опушке. А еще чуть позже была найдена и четвертая дорога, которая шла по берегу реки. На берегу реки мы и разбили лагерь – по общему мнению, это была одна из лучших стоянок похода. Ну а когда совсем стемнело, пришло время поиска тайника – весело это, искать ночью тайники ;)

Дневной пробег: 73,5 км

День 3. Понедельник, 06.08

Обнаруживается проблемка – отломилось одно из креплений багажника (из тех что сверху). Ехать можно, но багажник будет шататься и может сломаться совсем – придется искать варианты ремонта! С этими мыслями после утреннего купания покидаем стоянку и едем вдоль реки на юг. Село Погост и две его церкви видно издалека. Осматриваем ансамбль, посещаем магазин – сегодня он у нас на маршруте всего один. Местные говорят, что никакого автосервиса и чего-либо подобного у них здесь нет и нам нужно ехать в Касимов. М-да, невеселая перспектива, учитывая что дальше села пойдут еще меньше, но других вариантов, кроме как ехать дальше все равно нет, в крайнем случае поменяем багажники – у 4enix он почти не нагружен.


Первая же деревня приносит удачу! Степаново, несколько мужиков отдыхают у крыльца. Спрашиваю, а не могут ли они нам помочь – вот такая вот проблемка нарисовалась. Один из мужиков оказался хозяйственным, достал болгарку и дрель, и сначала починил сломавшееся крепление, а затем сделал из прутка копию. СПАСИБО ему огромное! Обрадованные удачным решением проблемы, катим далее. Дорога хорошая и пустая, деревни встречают интересными табличками. Например, Гиблицы – родина летчика-космонавта Аксенова. А Дуброво – родина кавалера ордена «Славы» Жамкова. Подобная табличка были и перед Гусем-Железным – очень понравилось, у нас в области такого, к сожалению, нет. Вот уже и Ламша – последняя деревня перед большим грунтовым участком. Здесь делаем остановку у колодца, пополняем запасы воды и охлаждаемся сами. Сразу за мостом поворот налево – дорога заросла, но все-таки есть. Какая она будет дальше?

Дорога достаточно странная. Чаще хорошая, но в паре мест – заросшая уже немаленькими кустами. Видно, что по ней не ездят уже очень давно, главная дорога – через Лубяники. Мы же, как обычно, решили «срезать». Выходим к просеке, замечаем лежащую на земле табличку. Табличка говорит о том, что мы на границе заповедника и далее проход и проезд вроде бы запрещен. Такой табличкой нас не остановить, и все бы было хорошо, если бы в этот момент дорога не закончилась совсем. Далее шел какой-то жуткий бурелом из поваленных стволов. Пройти через него крайне трудно, пробуем перелазить через бревна – с гружеными велосипедами получается хреново. Слева – густой лес, справа – болото, прямо – бурелом. Вроде бы выхода нет, но! Оказалось, что болото - абсолютно сухое! Поэтому, обойдя бурелом прямо по болоту (очень странное ощущение, нога проваливается в мох чуть не по колено, но воды нет!), выбрались к бывшему кордону (сейчас там только фундамент в траве угадывается) и относительно хорошей дороге. Можно ехать дальше, если бы… если бы Liandry не посеял где-то защитные очки.


Ждем, пока Liandry и Igor! вернутся с поисков. Ощущение нахождения в заповеднике (а ждали мы целый час) было для меня довольно необычным. Казалось, что вот-вот сейчас из-за дерева выйдет егерь и выгонит нах из леса. Однако мимо прошли сначала несколько пеших, потом проехали местные велосипедисты, а под конец вообще ГАЗель, джип и грузовой МАЗ. Поэтому решили, что уж нас то с туркнижкой точно отсюда не выгонят и продолжили осматривать местную природу и обсуждать возможности современных фотоаппаратов. Машин там ездит действительно много, судя по всему, проезд по дороге открыт для всех. Тем не менее, нужно было поторапливаться – хотелось бы сегодня встать на стоянку пораньше. Liandry и Igor! вернулись с находкой (очки были потеряны при попытке форсирования бурелома), однако тут обнаружилось, что у 4enix прокол. Проткнув в спешке еще одну камеру, все-таки чиним колесо и наконец-то едем дальше. На развилке сворачиваем направо (туда ведет более накатанная дорога) и… приезжаем на озеро Святое. Это в наши планы не входило и купаться нам здесь некогда (а жаль, очень уж оно чистое), но несколько фоток, конечно же, есть. Возвращаемся на дорогу в Брыкин Бор.

Читая отчеты о проезде на авто по этой дороге, я ожидал чего угодно – бурелома, «говен», болота, но не песка! Однако все оказалось просто и банально! Песок!!! Местами можно было ехать, но встречались и пешие участки. Если к этому приплюсовать то, что запасы воды подошли к концу уже в середине этой дороги, станет понятно, с каком состоянии мы по очереди выезжали сначала на грейдер от Бедной Горы, а затем на железобетонный мост через Пру. Пра в это месте оказалось очень мелкой – сложно было найти глубину более чем по колено. От моста идет уже асфальт, и, считая все отдыхи и незапланированные остановки, на не мы оказались ровно через 4 часа после того как съехали с асфальта с другой стороны заповедника. Нас ждут журавли и зубры ;)


Итак, начинаем осмотр культурного центра заповедника. Вот точка, в которой должны быть журавли – вольер пуст и ремонтируется. Говорят, что теперь они где-то рядом с зубрами. ОК, тогда вторая точка – развалины подземного стекольного завода начала прошлого века. Развалины переместить сложнее, поэтому с этой точкой проблем не возникло. Меня они почему-то не впечатлили, хотя достаточно интересно полазать по камерам и цехам – еще бы кто объяснил, почему завод – подземный. Музей природы – разумеется, закрыт. Во-первых, понедельник, а во-вторых – ну какой музей работает в 19.30? Посетив еще пару точек – берег Пры у лодочной станции и колодец, по асфальтовой дорожке приезжаем к вольеру. Зубров в вольере нет, но говорят, что в крытом помещении что-то большое и темное виднелось ;) Точки собраны, находим очередной тайник.


Программа дня относительно выполнена, теперь нам нужно где-то встать на стоянку. Отправляюсь на разведку. Река Пра в это месте очень неприятно удивила! Вот река. Вот дорога вдоль реки. И НИ ОДНОЙ хорошей стоянки! За час поисков удалось найти только одно более-менее приемлемое место, остальные представляли собой рыбацкие засидки без места для палаток. Но поскольку другого выбора не было, пришлось поставить лагерь там. Тут началось самом интересное. Готовим ужин, купаемся. Недалеко стоят рыбаки, но мы друг другу вроде бы не мешаем и не обращаем внимания. Однако один из рыбаков… вернее, друг рыбаков… вообщем… перепил он. Как он нам позже объяснил, ему показалось что мы его зовем – вот он и прибежал. Привет, говорит, я Игорек, давайте знакомиться, бла-бла-бла. Вы тут, типа, осторожнее, тут вурдалаки водятся в лесу. Ну ладно, договорились, что выпьем с ним завтра в 9 утра, один из его друзей-рыбаков забрал этого не очень трезвого товарища в свой лагерь. Ужинаем дальше… Где-то вдалеке раздается вопль. Вот еще такой же, но ближе. А вот уже прямо у палатки. Оригинально, блин! Игорек решил проверить, а не боимся ли мы вурдалаков! Сейчас все это вспоминается с улыбкой, а тогда было реально не до смеха. Убедить его вернуться к себе никак не получалось – друзья его заснули, а сам он не соображал вообще ничего. Путем некоторых усилий у Igor! и Liandry все же получилось проводить его в свой лагерь, после этого костер был сразу потушен, а мы легли спать. «Вурдалак» с курса сбился, ушел в другую сторону и больше к нам не приходил. Тем не менее, подъем назначен на 6.30 – завтракаем без горячего и сразу же уезжаем из этого не особо гостеприимного места…

Дневной пробег: 55 км

День 4. Вторник, 07.08

Самый ранний подъем, самый ранний выезд – в 8.10 мы уже покидали реку Пра. Итак, ни зубров, ни журавлей мы вчера так и не увидели. Но вот сегодня журавлей слышно уже издалека – к вольеру мы приехали, как говорится, «на звук». ОЧЕНЬ сложно описать крики журавлей, а также то, с какими движениями они это делают – это надо видеть! Журавлей в двух вольерах много. Во-первых, они чуть ли не все разные – белые, черные, пестрые и любые другие. В каждом секторе вольера по паре журавлей – судя по всему, самец и самка. Двойная сетка немного мешала фотографировать, но тем не менее и фотки и видео получились неплохие.


Так, журавлей посмотрели. Теперь что у нас там с зубрами. Подходим к вольеру. Ура! В нем ЗУБР! Хоть и далековато, но это все-таки зубр ;) А вот еще один, побольше – это самец. Обходим вольер сбоку, чтобы пофотографировать поближе. Зубры купаются в пыли и вдруг неожиданно направляются прямо к нам! Этого мы никак не ожидали! Фотографируем их совсем близко. А теперь уже не только фотографируем, но и кормим травой! Самец был довольно флегматичный, как нам позже рассказали в музее, он здесь уже 6 лет и к туристам привык. А вот молодая самочка за 3 года еще не привыкла и вела себя агрессивно, и хоть за забором мы и ощущали себя в безопасности, иногда было немного не по себе.


С массой впечатлений (а ведь еще только 9 утра!) приезжаем к музею природы. Музей уже открыт, и хоть его посещение в изначальную программу не входило, решили все-таки зайти. Музей интересен наличием гигантского количества чучел животных и птиц. Что характерно, все они сделаны из тушек найденных в заповеднике мертвых животных – т.е. ни одно живое существо при подготовке музея не пострадало! Интересна и коллекция колец (тех, что крепят на ноги птицам). Оставляем в книге посетителей свою запись, покупаем на память сувениры. От Брыкина Бора идет отличный асфальт, катим по нему до Ижевского.

Ижевское (ударение на «о») – село большое и очень интересное. Остановившись всего лишь у магазина, наблюдаем много всего: старую пожарную каланчу, большой дом с колоннами и оригинальный памятник - бригадиру-телятнице Ксении Куприяновне Петуховой! В этом же селе посещаем рынок – вместо горячего завтрака сегодня у нас будет горячий обед с супом. Вот и главная достопримечательность Ижевского – музей основоположника космонавтики Циолковского. Все время везти не может – этот музей закрыт на реконструкцию ((( Однако и в этом есть плюсы – директор разрешила нам осмотреть экспонаты (те, что не были закрыты пленкой) бесплатно, даже получилось найти ответы на виртуальный тайник ;) Едем дальше. Дорога идет вдоль левого берега Оки, поэтому очень ровная в плане рельефа... и не очень в плане качества покрытия. Еще и ремонтируют ее очень оригинально: заливают трещины смесью гудрона с асфальтовой крошкой. Крошка налипает на покрышки и затем отлетает в разные стороны – ехать приходится очень осторожно. На этом участке группа достаточно сильно растянулась, что чуть не стало причиной проблемы. На въезде в село Киструс (я ехал первый) спрашиваю у аборигена, где бы тут воды набрать. Оказывается, что с колонками у них туго, но есть одна недалеко, только во дворах и сам я не найду. Пока еду к колонке вместе с ним, Demjanes и Igor! пролетают мимо – именно у них и не оказалось раций. Остальных удается поймать, тут оказывается что Liandry прокололся. Благодаря опыту, Demjanes и Igor! далеко не уехали - на следующем же перекрестке местные сказали им, что нас тут не было, пришлось вернуться, ну тут уж и мы нашлись. Вчетвером (чтобы сэкономить время) едем на озеро, остальные заклеят камеру и подтянутся попозже – а мы пока обед приготовим.


Заезд на озеро Святое изначально также не планировался. Однако, для обеденного купания и супа оно подходит как нельзя кстати, и крюк получается совсем небольшой. К тому же, чаще всего «святыми» озера называются из-за своей чистоты – а разве можно просто так в походе проезжать мимо чистых озер? Конечно же нет! С одной стороны к озеру подходит сосновый лес, в котором полно дров, и вот уже на костре кипит вода. Нечасто у нас получается в походе сварить суп, но пришлось компенсировать завтрак из банки тушенки на двоих. Обед с купанием занял целых два часа (поэтому и ездим чаще всего без обеда – время экономим). Возвращаться той же дорогой неспортивно, лучше срежем лесной грунтовкой. Дорога эта не впечатлила – какая-то полузаросшая колея, но проехали…

17 часов, мы в Спасске-Рязанском. Здесь последний на сегодня большой магазин (причем он оказался неплохим магазином самообслуживания) и переправа через Оку. Немного беспокоились, до скольки ходит паром, но опасения не оправдались. К сожалению (или к счастью?), парома здесь больше нет, через реку наведен понтонный мост. Это экономит нам драгоценное время, ведь сегодня по плану еще два больших пошаговых тайника. Первый из нихсовсем рядом – это городище «Старая Рязань». Когда-то (очень давно) стоял здесь город, но сожгли его монголо-татары, и не был он восстановлен на прежнем месте, а перенесен туда, где и сейчас находится Рязань. От древнего же города остались лишь валы. Есть тут и другие интересные достопримечательности – останки церквей Бориса и Глеба и Успенского собора, а также языческий камень. Место очень понравилось – но, перекусив купленными сливами, едем дальше….


Снова асфальт, но вот и грунтовый участок – «срезаем» на Никитино, тут дорога вполне приличная. Далее опять асфальт. В Засечье сворачиваем в объезд села, но зря – это оказался выезд на трассу. Здесь, правда, очередной раз повезло – нашли лесную дорожку, которая вывела нас прямо в санаторий «Кирицы» - а именно туда нам и было нужно. Кирицы – бывшая усадьба Дервиза. Частично восстановленная, она производит грандиозное впечатление, вот только памятник Ленину в композицию никак не вписывается. Смеркается. Тайник мы ищем уже в темноте, весело идя по парку двумя группами навстречу друг другу и переговариваясь по рациям, а сколько у кого до искомой точки метров.


Уже половина десятого, надо решать вопрос с ночевкой. Видимо, нормальной стоянки мы здесь не найдем. А впрочем, зачем она нам – вот трасса М5, на ней наверняка полно круглосуточных открытых кафе, тут мы и будем ужинать! И действительно, одно такое кафе нашлось непосредственно у поворота к усадьбе – ужинаем, пьем пиво. На стоянку встали на скошенном лугу неподалеку от железной дороги. Это был, пожалуй, самый насыщенный день похода – 16 часов (с 8.10 до 0.10) в пути бывает не так часто, а главное – мы все еще в графике, значит, завтра приедем в Рязань!

Дневной пробег: 96,5 км

День 5. Среда, 08.08

Снова ранний подъем и снова без горячего завтрака. Обнаружилось, что в лесочке, рядом с которым мы остановились, просто уйма грибов – жаль, времени на них совсем нет… Пробираемся тропинками через поля и луга. Вскоре рядом с лесом обнаруживается небольшой пруд – неплохое место для стоянки, но теперь оно нам уже не нужно. Неожиданно выезжаем на асфальт – оказывается, есть хорошая дорога от Старостеклянного на Ухорское. Уточняем дорогу дальше – все просто, дорога на мост одна. Река Проня в этом месте бурная, у моста небольшая запруда. Луговая дорога по хитрой траектории выводит на ферму, от фермы – грейдер. А затем вместо крюка по асфальту снова «срезаем» по идеальной полевой дороге. После выезда на асфальт ветер - теперь попутный, северо-восточный – позволяет без особого труда разгоняться до 40 км/час, и совсем скоро мы в Соболево. Здесь пересекаем региональную трассу и должен быть магазин – так и есть устраиваем перекус! Совсем немного до поворота на север – придется бороться со встречно-боковым ветром, который особенно мешал на открытых участках.


Старожилово. Вчера мы посетили усадьбу Дервиза, ну а здесь находился его конезавод. Постройки по красоте не уступают усадебным, а главное – лошадки! Их много, красивых и разных! Некоторые гуляют сами по себе, есть и жеребята, можно их покормить. Выполняем задания виртуального тайника. Из других достопримечательностей можно упомянуть факт, что в Старожилово в 1920 году проходил службу будущий маршал Жуков, а на выезде из села стоит памятник вице-адмиралу Головнину. Выезжаем на трассу Рязань – Ряжск. Это, конечно, не М5, но ехать не особо приятно – дорога узкая, машин много. Зато продают яблоки – главное, как говорится, как следует подкрепиться ))


Для меня дорога до Рязани пролетела незаметно – не прошло и двух часов, как мы уже фотографировались у большой надписи на въезде в город. Впрочем, до центра города отсюда был еще почти час пути. Вот уже первые достопримечательности Рязани – памятники Циолковскому и Павлову, театр, несколько церквей. Ровно в 7 вечера мы в Кремле. Пока ждем рязанцев, с которыми здесь назначена встреча, любители фотографии успевают заснять несколько эффектных кадров Успенского собора и других кремлевских построек. Очень понравился иконостас в Успенском соборе – супер! А вот уже и наши рязанские друзья…


Обсуждаем пройденное и планируемое. Завтра мы часть маршрута едем вместе, а сегодня неплохо бы уже упасть куда-нибудь. В смысле, заселиться в квартиру. Еще в Старожилово созвонились по объявлению и договорились об однокомнатной квартире на ночь. Едем по назначенному адресу. Облом! С велосипедами нас не пустят (а об их наличии мы сначала тактично умолчали). Ладно, ищем квартиру дальше. Многие сразу «посылают», как только слышат про велы (на будущее – сразу говорите что велосипеды есть, так как часто по одному объявлению квартир для сдачи несколько, и в некоторых есть куда велы ставить (балкон например), а в некоторых реально некуда и фиг пустят. Лучше побольше объявлений обзвонить). Вот просто отличное предложение – трехкомнатная с евроремонтом, но… нет горячей воды (а горячая ванна – это обязательно!). В конце концов находим неплохой вариант – двухкомнатная, с газовой колонкой и с велами нас пустят! Контактный телефон – 89206365365, Валерий Николаевич. Договорились на 1500 р, итого по 250 с человека. Размещаемся. Велы очень удачно убираются в одной из комнат (один из велов частично в шкафу). Готовить лень, идем искать кафе, в этом нам помогает Zlodimirovi4. Его любимое в эти местах заведение закрыто на корпоратив, зато открыто соседнее. В нем нас и накормили ужином... а еще там разливное пиво ну очень дешевое, 20 с чем то рублей за 0,5. Рекордный день похода по километражу.


Дневной пробег: 107 км

День 6. Четверг, 09.08

Просыпаемся, завтракаем. Хотелось бы выехать пораньше, по покидаем квартиру только в 12 часов дня. Из всех музеев Рязани выбрали для посещения дом-музей Павлова, там нас уже ждал Geny. В музее запомнился способ оплаты фоток (по 5 р за фотографию, разумеется мы заплатили по 5 р и сделали сколько хотели ))), яблоневый сад и то, что рос будущий академик в семье священника. После музея выполняем ритуал по отправке в ТурКлуб телеграммы. Из Рязани выезжаем через деревни – знанием «коротких дорог» мы немало удивили neoshinji и Geny, которые сами ездили тут не везде. Границу города пересекаем вообще через овраг – ну и что что овраг, зато это самая короткая дорога.

16 часов – мы на развилке, налево уходит новая дорога на Константиново, родину Есенина. CrAVas сообщает, что прокололся. Для экономии времени клеиться будем у музея – вдруг он работает как в Касимове, до 16.30. Нет, здесь все лучше, музей открыт с 10 до 18. Впрочем, даже если бы и опоздали, вряд ли что то потеряли – самое главное в Константиново это отличные виды на Оку, а музей - он так себе музей, хотя может кому и понравится. Без проблем находим ответ на очередной виртуальный тайник.


Пощупово – следующий пункт культурной программы. Его главная достопримечательность – древний и очень красивый Свято-Иоанно-Богословский монастырь. Является самым известным монастырем рязанской земли, поэтому отреставрирован до блеска. День был рабочий, паломников было немного. Хорошую книжку про монастырь (в твердом переплете и с цветными иллюстрациями!) продают там всего за 100 р., а еще монах презентовал нам небольшую дыньку. Чуть позже она неплохо заменила нам чай. Тут же взят еще один виртуальный тайник. Далее еще можно было бы заехать на источник, но этого делать не стали – торопились на паром.

Паром в Пощупово это отдельный разговор. Было известно, что он есть - на этом информация заканчивалась. Спускаемся к парому. Это чудо инженерной мысли впечатляет своей конструкцией – трактор «Владимирец», который задней осью наматывает трос. Паромщика нет (был, но только что ушел), где он – никто не знает. Постепенно выяснилось вот что. Паром работает следующим образом: в 4 утра перевозит доярок на тот берег (там ферма), в 7 забирает обратно. Вечером картина повторяется. В промежутках перевоз возможен, если есть паромщик, но сейчас его нет, а живет он отсюда в 6 километрах. Рязанцы отправляются обратно домой, мы рассматриваем другие варианты. Сначала решили заночевать прямо тут – время у нас еще есть в запасе, а завтра утром прокатимся на пароме. Однако этому плану не суждено было осуществиться, так как очень кстати подъехали на моторной лодке рыбаки, которые в три приема и перевезли нас на другой берег! Теперь ищем место ночевки. Это оказалось проблемой, место нашли скажем так хреновое – без подхода к воде и не очень ровное. Но, поскольку уже темнело, других вариантов не было…


Дневной пробег: 65 км

День 7. Пятница, 10.08

Доезжаем до Солотчи и сразу же упираемся в дом-музей академика-гравера Пожалостина. И снова у нас есть запас времени на посещение музея! Музей очень понравился наличием нескольких экспозиций. В гравюрах мы, конечно же, ничего не понимаем, а вот филиал «Музея волка» был весьма кстати (детские сказки – вообще жесть). А еще там есть выставочный зал художников рязанской земли и комната Паустовского.

Следующая достопримечательность Солотчи – женский монастырь. Маленький и очень симпатичный – жаль, голова уже почти ничего не воспринимала –слишком много информации за такой короткий период ;) Не без труда выполнили задание пошагового тайника, а потом и нашли контейнер. После нахождения тайника случился еще один казус – пытаясь выйти на асфальт, забрались на закрытую территорию какой-то турбазы, где на нас сначала чуть не спустили собак, но потом все-таки показали правильную дырку в заборе. Чтобы не возвращаться той же дорогой, делаем небольшой крюк и выезжаем на объездную. Здесь отличнейшее широкое шоссе, не хочется с него съезжать, поэтому даже пропускаем поворот на Ласково – зря, другого нормального поворота на Деулино там нет. Впрочем, грунтовка нас тоже устроила, заодно и магазин посетили.


Обедаем на озере Уржинском. Поскольку оно находится непосредственно у асфальтовой дороги, народу на нем – хоть отбавляй. Вода в озере торфяная, насыщенного «чайного» цвета. Интересен и температурный режим – сверху вода горячая, а на глубине – почти ледяная. Купаемся, обедаем. Совсем незаметно время уже подошло к 6 часам вечера – пора торопиться, ведь впереди еще 20 км асфальта и серьезный грунтовый участок! Однако прежде приходится клеиться в этот раз мне. Вот уже въезд в Мещерский национальный парк с красивым указателем – делаем групповую фотку. Деулино встречает новой деревянной церковью.

Далее – песчаная дорога на Горки. Этим участком немного пугали – типа, будете пешком идти. Однако все оказалось проще и на 10 км песка ушло у нас чуть больше часа. Дорожная ситуация там следующая: примерно в 70% основная дорога-насыпь дублируется отличной грунтовкой по газопроводу, в 20% можно ехать по главной дороге и еще 10% приходится идти пешком – не так уж и плохо для песчаной дороги ;) Вот уже и Горки – набираем из колодца воды. В этот раз мы знаем, что со стоянкой проблем не будет – есть координаты самой лучшей, приюта «У комариной клешни». К ней нет автомобильной дороги, а значит, если кто там и может быть сейчас, то только такие же туристы, как и мы. Так оно и оказалось: стоянка была занята двумя байдарочниками (семейной парой), но они были не против нашего там присутствия. Небольшая инструкция (если не хотите форсировать болото, как я), как найти это место: после моста направо, как дорога будет заканчиваться – налево и сразу же направо на тропинку мимо столбиков газопровода (вроде бы) – мимо не пройдете. Кстати, байдарочники рассказали нам, что «приют» - традиционное место майской «звездочки», и здесь при желании могут разместиться сотни палаток. Ужинаем, а затем – как обычно, ночью – ищем очередной тайник. Да, «по азимуту» конечно же ))


Дневной пробег: 66 км

День 8. Суббота, 11.08

Полуднёвка. Мы все еще в графике (это просто удивительно), поэтому можно расслабиться. Рассматривать «идолов» начали еще вчера ночью, днем все это выглядит не хуже. Все они разные – вот «моряк», вот «Че Гевара», вот несколько лесных монстров, есть и не особо приличные скульптуры. Рассказывать бесполезно, ЭТО надо обязательно видеть! Пробуем и купаться, но глубина сейчас там – по колено, поэтому получается с трудом (байдарочникам приходится совсем туго).


Выезжаем достаточно поздно – в 16 часов. Впрочем, особо торопиться некуда – наш поезд отправляется полтретьего ночи, а до него всего 45 км. Снова Горки, и снова колодец. Дорога на кордон 273 тоже песчаная, уже без дублеров, но гораздо меньше раскатанная (сверху мягкий песок, но под ним – твердая подложка), ехать в основном можно без особых проблем. Вот уже Малаховские Выселки – один полузаброшенный дом. Вот снова выезжаем к реке (стоянка «Красный Яр») – здесь отдыхают несколько автотуристов на моноприводах, значит, и дальше дорога неплохая. Недалеко ищем последний в этом походе тайник. Сам кордон 273 оставил двоякие впечатления. Места здесь, конечно, красивые, но то что стоянки теперь платные и «отдых без путевки запрещен», а ворота на кордон закрыты… эх….


Озеро Шуя. Хотелось здесь искупаться, но берега оказались очень топкие – ну и ладно, не будет тратить время. Немного поплутав (дороги там не совсем соответствуют карте), выезжаем на мост через Пру. Выясняется, что на песках из-за постоянных колебаний у Liandry опять лопнуло верхнее крепление багажника, да и сам багажник треснул в двух местах. Ставим запаску. Ехать осталось совсем немного, да и дорога ожидается неплохая – должно хватить. Небольшой участок асфальта через деревню, но мы знаем, что скоро нужно сворачивать на грейдер – его было видно через GoogleEarth, да и на новой километровке что-то похожее было нарисовано. Однако, с поворотом мы немного ошиблись. Свернув сразу за деревней, выехали на дорогу, но оказалась она песчаной. Расстроились, что не получится засветло выехать на асфальт, но уже буквально через пару километров выехали именно на грейдер! ТАК грейдеру я не радовался никогда ;)) Теперь становится окончательно ясно, что на поезд мы приедем вовремя, поэтому развлекаемся тем, что меняемся велами, а выехав на асфальт тренируем езду в шеренгу и съемку видео на ходу. Вот уже и действующая узкоколейка на Голованово. В половине 11го приезжаем на вокзал.


Уточнив время отправления нашего поезда, отправились искать кафе - очень хотелось наконец поужинать. В этот субботний вечер гуляла вся Тума! Судя по всему, там с одной стороны дороги расположен клуб, а с другой – магазин, поэтому мимо местной молодежи проехать сложно. Никаких эксцессов в этот раз, к счастью, не возникло - лишь пару раз спросили, а бежит ли «Динамо». Мы заверили, что, как обычно, бегут все! Очень помог местный сотрудник милиции, подсказавший относительно спокойное открытое кафе за городом, у заправки в паре километров в сторону Касимова. В нем мы и поужинали, а затем вернулись на вокзал и вскоре погрузились в новый вагон. Всего вагонов 4 – 3 плацкартных и сидячий, выбрали сидячий из соображений компактной установки велов. Кондуктор вручила огромную пачку билетов (с каждого взяли по 140 р., а билеты там похожи на автобусные, то ли по 5, то ли по 10 р.). Во Владимире, как и планировалось, удачно пересели в экспресс на НН – ура, мы едем домой! Поход завершен успешно!!!


Дневной пробег: 45,5 км

Заключение

Поход получился исключительно удачным. Благодаря сухой погоде и четкому маршруту, мы посетили все, что запланировали, даже немного добавив и получив массу впечатлений. Не так то просто будет повторить этот успех! Пожалуй, теперь можно отправляться в более сложные походы.. на следующий год - во - 2-ю категорию? Опыт уже позволяет! СПАСИБО всем, кто дочитал до конца и... оставляйте комментарии!


 

В тамбуре экспресса На въезде в Муром Переходим речку
Шарики Где-то на границе областей Аццкий костер 2
Завтрак Типа мост На въезде в Касимов
Выезжаем из Касимова Гусевский собор Срезка
Сухое болото Дорога на Брыкин Бор Журавли поют
Самец и 4enix Мост через Оку Грибы-2
4enix кормит лошадку Рязанцы Ужин
Паром Мещера Дорога на Горки
Мост через Пру Кордон 273 На финишной прямой
В кафе Домой... Карта


автор: RaFaeL


Поделиться ссылкой:

 Мнения и комментарии
Семён.  28.06.2016 05:08
Молодци. Супер.
Olga  20.02.2012 19:03
Отличный отчет! Не собиралась читать, просто искала в инете инфу о папиной родине-с.Засечье, случайно нашла ваш отчет и... не смогла оторваться, дочитала до конца. Молодцы ребята! Отличное путешествие полное позитивной энергетики!
Григорий  24.09.2010 23:35
Почитал вашу поездку,молодцы! отчет отличный, будем планировать так проехать по такому пути.
Natalia  23.04.2009 21:38
Дочитала до конца..Завидую тихой завистью! )) Отличные фото! Впечатляющий рассказ! ))) Молодцы, ребята! 5 баллов!
Таня  28.01.2009 16:10
Молодец Анна)))опередила с поправкой)))Не позволим коверкать название нашего села)))
Анна  15.12.2008 19:26
Вообще-то "Ижевское" ударение на И, зачем писать если точно не знаете?!
Сергей  12.01.2008 00:34
Молодцы ребята.Моя мечта, пешком побродить по Рязанщине.
Александр  08.01.2008 02:38
Очень понравился отчёт!
Gora  12.10.2007 19:38
Кроме хорошей зависти не чего ваш отчет не вызывает! Молодцы! в общем. Дорога свободы - это хорошо, но нет небольшого экстрима.. Так, что надеемся что мы тоже что-нибудь сотворим
X-man  06.10.2007 00:47
Великолепно! Надеюсь, в следующем сезоне наконец-то смогу съездить с вами в недельный поход!
nusilda  05.10.2007 11:08
респект и уважуха!!!!
e766tx  05.10.2007 10:51
зачетно съездили и отчет соответствеющий в общем молодцы
Евгений  05.10.2007 10:23
жжёте! )))
Pig  05.10.2007 09:41
Отлично!!! Ребята - молодцы!!! Отчетик на 5+ :)
ArmoR  05.10.2007 02:15
Классный поход! за отчет 5+
kesha  05.10.2007 01:41
отличный отчет!!! понравились зубры ))) следующий этап - горы? ;-)
Mike  05.10.2007 00:36
Блин, круто, слов нет! Вот это жизнь!)))))
neoshinji  05.10.2007 00:19
Классс отчот! Здорово было познакомиться, такие приятные и весёлые люди) Ждём вас ещё в рязанские края!
KWIRIN BREQUELENKAM  04.10.2007 22:23
молодцы!! прелесть!! отчёт великолепен!! фотографии выше всяких похвал!!

Добавить комментарий
Обновить


 Copyright © 2003 Велосипедный Нижний  Поддержка онлайн (ICQ): 59592562  
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода Graphit Powered by TreeGraph