Смотреть видеогалерею Соревнования: прошедшие и предстоящие Путешествия
Меню

Авторизация

Поиск

Статьи
Пром vs непром

Краткое сравнение промышленых подшипников (шарикодшипников) и насыпных подшипников



Фото из путешествий
Не указанный на картах мост через Кудьму

 Лепестки железной розы 2006
Старт: 2006-08-19 04:30
Маршрут: Чулково - Муром - Досчатое - Выкса - Виля - Сноведь - Семилово - Новодмитриевка - Вознесенское - Илев - Вознесенское - Полховский Майдан - Линейка - Ермишь - Нарма - Сенин Пчельник - (пойма) - Елатьма - Касимов - Сынтул - Погост -Гусь-Железный - Тума

Дистанция: 590 км

Время: 9 дней

Участники: Paramon, Demjanes, AlexXC, OlegK.


Лепестки железной розы 2006

Перед походом.

Любимейшим занятием детворы Выксы были походы в местный краеведческий музей (музей истории Выксунского металлургического завода, ВМЗ). Благо, вход туда был всегда бесплатный. Поэтому неудивительно, что фамилию Баташёвых – основателей не только заводов Выксы, но и целого Приокского горного округа – знает в Выксе каждый. Наверное, с тех пор и появилась у меня заветная мечта воочию увидеть то, что осталось от необъятной империи «Владимирских мономахов».

Не один год созревала идея этого похода. Собирались исторические сведения; обдумывался, изменялся маршрут; накапливался туристский опыт. Одно было неизменным: это должен быть велопоход. Получив богатый опыт настоящего велопохода ( От Котельнича до Казани ), а также поддержку сотрудников Музея истории ВМЗ, был составлен окончательный маршрут.

В 18 веке в непроходимых Муромских лесах были открыты довольно богатые залежи болотной руды (эти месторождения проявили себя, окрасив воды речки Железница в характерный «железный» цвет). И вот тульские заводчики Андрей и Иван Баташёвы в начале второй половины 18 в. на берегах Оки разворачивают свою деятельность. Здешнее название месторождения руды – «железная роза». Почти около каждого месторождения строился завод. Сначала запруживалась небольшая речка: энергия воды, запасённая в водах пруда, использовалась для приведения в действие заводских механизмов. Потом строились заводские корпуса. Одни заводы строили сами Баташёвы, другие, уже существующие, покупали по сходной цене у соседей... Так и составилась огромная железная роза о 16 лепестках-заводах.

День 1, 19 августа 2006 г., суббота.

Как обычно, сбор участников похода у пригородных касс Московского вокзала. Время сбора, не как обычно, очень раннее – 4.30. На светофоре около пл. Ленина догоняю Олега, с ним вместе подъезжаем к вокзалу. Здесь уже ожидает нас дисциплинированный demjanes. Через минуту подъехал и AlexXC. Команда в сборе! Пять минут на закупку билетов – и посадка на электричку. Вагоны пустые, выбираем тот, что удобнее. Тут же обнаруживается пропажа: я, пока покупал билеты, потерял велоперчатку. Делаю отчаянную попытку её найти, добежав до турникетов, но безрезультатно. В 4:50 раздался свисток – поезд помчал нас на маршрут!

Без опозданий прибываем на ст. Чулково. Перекусить успели ещё в электричке, поэтому практически сразу начинаем движение (7:00). На удивление, на Муромской дорожке субботним утром было сравнительно мало транспорта. Сама дорога весьма красива: небольшие перепады высот, по обочинам – леса. Запомнился момент переезда через речку Суворощь. В 8 проехали через Фоминки. Сразу чувствуется – старинное село. Очень оригинально смотрится пожарная каланча. В 9.10 часовой привал сразу за рекой Мотра. Проехали бОльшую часть до Мурома. Меню для перекуса стандартное: колбаса, сыр, орехи, бананы, сок.

Отдохнув, едем дальше. Перед Муромом пошли горки, лес пропал, появился встречный ветер... К полудню въехали в Муром. Конечно, главными достопримечательностями города являются храмы и монастыри. Очень достойная коллекция! Мы побывали практически в каждом. В нашем же случае Муром интересен ещё тем, что именно его жители, купцы Мездряков и братья Железняковы, первыми начали «железное» дело за Окой. Развернуться по-настоящему у них не получилось. Одолели их лихие люди в Муромских лесах. Следующую попытку освоить рудный край предприняли братья Баташёвы. Им-то удалось не только наладить производство, но и подчинить себе окрестную вольницу...

Накатавшись по городу, набрав ключевой воды у храма Николы Набережного, переезжаем понтонный мост. С «нашей», нижегородской стороны устраиваем привал и купание в Оке. Освежившись и подкрепившись, в 18:20 отправляемся на Выксу. По дороге заезжаем в Досчатое (раньше красноречиво называлось Рудня). Здесь сохранился Охотничий домик Баташёвых – псевдоготическое здание в два этажа, обращённое фасадом на Оку. Сюда приезжали поохотиться на дичь. Тут же были Пристанский, Досчатинский заводы, огромные складские помещения, пристань. Недалеко, на взгорье, красуется Троицкая церковь. Её интерьеры расписывали выпускники Ступинской школы живописи. В 21 час ужинаем ухой из щуки у моих родителей в Выксе.

Итоги дня: пробег 133 км. асфальт + 0 км. грунт = 133 км. Сегодня получился самый большой дневной пробег похода, идём чётко по графику, поломок нет. Погода порадовала. Купались в Оке. Ели уху из свежепойманной щуки.

День 2, 20 августа 2006 г., воскресенье.

Ранний подъём делать не стали. Сбегали с demjanes’ом на рынок, притащили банку молока на 3 л. и арбуз в форме кабачка на 12 кг. Позавтракали ячневой кашей с изюмом. В 12:15 поехали смотреть Выксу. Что знаю, я рассказал и показал на велоэкскурсии: вот первая в СССР панельная «хрущёвка», вот недавно установленный у заводоуправления памятник основателям завода – Андрею и Ивану Баташёвым, а вот и главная гордость Выксы – пруды. Не случайно о Выксе говорят, что она «в голубом ожерелье прудов». Пруды Выксы существуют не сами по себе, они образуют гитроэнергетическую систему, созданную человеческим трудом с 1766 по 1803 годы под руководством главного механика выксунских заводов Марка Терентьевича Попова. Гидроэнергетическая система Выксы уникальна: здесь наблюдается последовательное девятикратное использование вод одной и той же речки Железницы. К примеру, только один (Пыскарский) завод на Урале имел троекратное использование вод. Остальные – только двукратное.

Самый большой пруд системы – Запасный. Это целое водохранилище, воды пруда использовались в случаях, когда годового запаса воды в других прудах не хватало. Если обычная длина плотин не больше километра, то длина плотины Запасного пруда составляет 4 километра!

Самый красивый пруд системы – Верхневыксунский. На его берегу расположена усадьба Баташёвых: трёхэтажный дом-дворец, Большая церковь (раньше там была усыпальница Баташёвых), старинный парк и пруд Лебединка, заводские конторы, дом «рунтов». Рунты (в другом варианте - уланы) были заведены на заводах хозяевами по особому разрешению властей и выполняли функции охраны заводов, а также были телохранителями барина, воля которого была для них законом.

К сожалению, музей оказался закрытым. Главный дом, как и все исторические памятники Выксы, на реставрации: идёт подготовка к празднованию 250-летия основания выксунских заводов. Зато церковь оказалась открытой. Есть в Выксе и монастырь, основанный в 1863 г. Территория монастыря огромна. В центре возвышается полуразрушенная громада Троицкого собора. Кажется, по своим размерам и декору он не уступал храму Христа Спасителя в Москве...

После обеда (18:00) постановили, что ночуем снова в Выксе, а потому пошли на Верхний пруд кататься на лодках. Разумеется, желающие опять искупались ;).

Итоги дня: пробег 25 + 0 = 25 км. Самый ленивый день похода. Из-за катания на лодках начинаем отставать от графика на полдня (надеемся нагнать). Погода приятная, но вокруг Выксы льют дожди. Ели арбуз.

День 3, 21 августа 2006 г., понедельник.

На завтрак рисовой кашей с изюмом и курагой собрались к 8 утра. В 10:20 отправляемся в посёлок Виля. Название села связывают с тем, что на здешнем заводе делали, кроме всего прочего, вилы. А ещё народная молва донесла, что на Виле в далёкие времена «выла» сосланная первая жена Грозного царя – Анна Васильчикова. Сегодня достопримечательностями Вили являются пруд и церковь. Около пруда – остатки корпусов Верхне-Железницкого завода. На набережной – пляж, скамейки, «зонтики» и карусель, которая очень всем понравилась. Пофотографировавшись, едем по плотине. Рядом зеброй мелькают шпалы недавно снятой узкоколейки. Когда-то здесь по магистральной ветке несколько раз в день ходил пассажирский поезд Выкса-Димара-Куриха, состоящий из 12 вагонов!!!

Проехали плотину, свернули на Сноведь. По дороге заехали на бывший кирпичный завод, функционировавший с начала 20 века. Рядом с заводом нашли место, где совсем недавно на узкоколейке был разъезд Кирпичный. Развлекаемся лазаньем на башню (метров 20 высотой). Я обнаруживаю первую поломку: спущено колесо. Вытащив стекляшку из покрышки, меняю камеру. В 13:40 выезжаем из Кирпичного и через 40 минут мы на Сноведи. Сноведский завод специализировался на чугунном художественном литье. Поэтому Сноведь с полным правом можно назвать родиной коней с Триумфальной арки в Москве, ограды Летнего сада в Питере, фонтана на пл. Минина в Нижнем... От легендарного завода остался пруд. Всеобщее внимание привлекла и полуразрушенная деревянная церковь, некогда очень красивая. Перекусываем мороженым у магазина и отправляемся дальше. Едем несколько километров по асфальту до д. Норковка. Говорят, жители Дмириевых Гор, что во Владимирской области, лет 80 назад переселились в эти места и поначалу жили в норах – отсюда и название деревни.

Наша задача – лесной дорогой добраться до села Семилово. Спрашиваем дорогу у местной бабушки – получаем правдивый ответ. Едем указанной дорогой. На развилках стараемся придерживаться нужного азимута: по левую руку где-то рядом течёт Сноведь, вдоль неё нам и надо ехать. Постепенно дорога ухудшается, петляет по болотам, приходится идти пешком. Пару раз останавливаемся у красных полян: брусника практически поспела! Не забываем лакомиться и лесной ежевикой. Очень аппетитно тут и там смотрятся белые грибы, подосиновики, лисички... Когда дорога окончательно заросла, мы вышли на речку Сноведь. Дальше нам идти вдоль неё. Грустное настроение от невозможности ехать подправила симпатичная плотинка с миниводопадом. Ещё несколько километров лесной тропы – и вот она, знакомая ветка бывшей узкоколейки! Через 20 минут мы в Семилове! Семилово – самый край Выксунского района, «медвежий угол». Отсюда на многие километры – сплошной лес да болота. Этим и объясняется искреннее удивление женщин у магазина: «Ребята, вы не заблудились??!» Ответили с достоинством: «Нет, всё в порядке!» Утомлённые продолжительным переходом, обедаем на автобусной остановке. Вечереет. Решаем проехать как можно больше. За час одолеваем 24 км. В Новодмитриевке замечаю, что заменённая на Кирпичном камера спустила... Камера оказалась в плачевном состоянии, а заклеенная на Кирпичном – с оторванным соском. В это время demjanes и ОлегК# вернулись с добычей – молоком. Ребята, оставив мне рацию, едут вперёд на стоянку. Я плетусь пешком... Лагерем встаём затемно у д. Малиновка. Накачиваю единственную аварийную камеру – она воздух вроде бы держит. Принимаем решение: если утром камера спускает – еду первым автобусом в Выксу за заменой, если не спускает – пробуем на ней добраться до Вознесенского.

Итоги дня: пробег 70 + 10 = 80 км. Первая грунтовка. Не всем понравилась, но всем запомнилась. Первые поломки: два раза спускает колесо. Много ягод и грибов. «Витаминная» стоянка. Ни разу не искупались :(. По-прежнему отстаём от графика на полдня.

День 4, 22 августа 2006 г., вторник.

Просыпаюсь в 5:50. Слышу пролетающий мимо «ЛиАЗ» из Выксы, через полчаса он пойдёт обратно. Осматриваю камеру – она практически не спустила! На всякий случай пристаю с дурацким вопросом (наверное, в шесть утра любой вопрос является дурацким ;)) к спящим в палатках: «Ну что, выдержит???» Добиваюсь-таки мычания: «Ну да...» - и со спокойной совестью засыпаю. Все проснулись в 9:50... Завтракаем овсом с курагой-изюмом, собираемся. В 13:10 выходим на асфальт.

Проезжаем первые 7 км., останавливаемся в Чупалейке, чтобы заправиться водой. Интересно, что жители этой деревни (единственной в округе!) вместо «ч» произносят «ц». В частности, они живут в Цупалейке. Рассказывают, что после войны с Наполеоном именно здесь жили пленные французы. Может быть, они и создали местный диалект. Бывшие пленные вели распутный образ жизни: сифилис здесь и сейчас называют по привычке «франкой»...

За Чупалейкой пошли редкие нежилые деревни: Мяря, Шернавка, Тайга. Путь до Вознесенского преодолевали в две группы: demjanes и ОлегК# умчались вперёд. Они-то и сообщили нам по рации зловещую новость: «В деревне Солнце бешеная собака!» Нам повезло, проехали Солнце без приключений. В Вознесенское прибыли в 15:40 и отправились в местный универмаг – за запасными камерами к моему «гибриду». Хорошая штука – колёса 28”: запасные камеры можно найти где угодно! Покупаю две камеры и напильник, чтобы расширить отверстие в ободе для «машинного» золотника. В магазине напротив закупаем еду на обед/ужин. За посёлком, в лесополосе, устраиваем привал. На отдыхе понимаю, что у меня сильно болят связки голеностопного сустава. Опасаюсь, что могу сойти с дистанции... Пытаюсь снизить нагрузки на больной участок, существенно опустив седло. Доезжаем неторопясь до Илёва. Ребята отправляются осматривать пруд, при котором был Илёвский завод, церковь (ну очень красивая!), забираются на колокольню. К их возвращению я успеваю инсталлировать купленную в Вознесенском камеру. Все вместе едем по плотине пруда на ночёвку. Пруд, храм на его берегу, домики мне очень напомнили Верхний пруд в Выксе, только в сельском варианте. В общем, очень понравилось! Лагерь ставили в темноте.

Итоги дня: пробег 70 + 6 = 76 км. Колесо на 28” очень практично: запасные камеры легко купить в любом магазине. В Вознесенском пекут очень вкусный хлеб. Илёв – маленькая Выкса! Отстали от графика ровно на сутки. Ещё ни разу не попали под дождь.

День 5, 23 августа 2006 г., среда.

На завтрак сегодня ячневая каша с добавлением овса с курагой и изюмом. Кажется, всем понравилось. Выехали не рано. В Вознесенском закупались в магазине, в котором продаётся вкусный хлеб из собственной пекарни. Через полчаса поворачиваем на Полховский Майдан. Это село известно своей росписью. В магазине выясняем, что практически в каждом доме занимаются известным промыслом, советуют зайти в дом, что неподалёку. Подъезжаем, стучимся. Хозяева оказались гостеприимными, впустили в дом, показали-рассказали, как получается полховская матрёшка, сводили в сарайчик-мастерскую, где из липовых болванок вытачивают будущих красавиц. Желающие приобрели сувениры на память: матрёшку 6 в одной, а также футляры под «шкалики» с полховской росписью. Не зря заезжали!!!

На выезде из села пошёл сильный ливень. Переждав его в автобусной остановке, продолжаем путь. Неприятным сюрпризом оказался безобразный асфальт от Криуши до Линейки. Такое представить себе очень сложно. Ощущение, что дорогу месили бульдозерами... Сразу за Линейкой безобразное сменилось прекрасным. По новенькому асфальту-срезке (ещё не обозначенному на картах) мы выехали за пределы Нижегородской области. В 16:45, на рубеже субъектов Федерации, устроили часовой привал-обед.

В Ермишь приехали к 19 часам. На центральной площади несколько старинных кирпичных зданий, в сквере стоит самолёт, установлена доска с земляками-героями Великой Отечественной войны, а также щит с информацией о посёлке. Разумеется, здесь упоминается и о железоделательном заводе князей Репниных, впоследствии купленном Баташёвыми. Едем смотреть Ермишинский пруд. На фоне закатного солнца и соснового леса он выглядел просто потрясающе! Фотографируем – и едем дальше. Уже вечереет, а надо доехать хотя бы до Нармы. На счастье, вторая половина пути от Ермиши до Нармы идёт постоянно под заметную горку. Очень приятное занятие – катить минут 20 со скоростью 30 км/час!!! 20:20, Нарма. Покупаем молоко. Едем дальше в поисках ночлега. Скорость опять под 30! За деревней Лебяжий Бор demjanes замечает, что у меня совершенно спущено колесо. Теперь переднее... Уже совсем темно: авангард demjanes-ОлегК# отправляется искать место для лагеря, я и AlexXC (за компанию) идём пешком. Отличное место для ночлега нашлось у пристани Ватажка. Меняю камеру. С ужином не затягиваем, так как завтра рано вставать: предстоит очень трудный день. Пожалуй, эта ночь запомнилась всем необыкновенно звёздным небом. Уходить в палатку совсем не хотелось. Больная нога сегодня не тревожила. Видимо, ей не понравилось слишком высокое седло.

Итоги дня: пробег 84 + 12 = 96 км. Познакомились с Полхов-майданской росписью. Выехали из Нижегородской области. Ещё один Баташёвский завод в пос. Ермишь. Великолепный скоростной финиш дня. Опять спущенное колесо. Безумно звёздное небо. По-прежнему опаздываем на 1 день. С погодой пока везёт.

День 6, 24 августа 2006 г., четверг.

Сегодня безасфальтовый, самый непредсказуемый день похода. Поэтому подъём строго в 7 утра. Быстрые сборы, завтрак гречневой кашей с молоком. В 10:10 выезжаем. Вовремя понимаем, что ночевали на грунтовой срезке Ватажка – Сенин Пчельник. Очень быстро выезжаем по ней к магазину в Сенине. Тут же попадается мужичок, у которого разведываем дорогу на Елатьму. Основательно закупившись в местном магазине (с печкой!), выезжаем в пойменные луга Оки. Как известно, луговые дороги самые непостоянные. Поэтому вероятность поехать «не туда» здесь самая большая. Мы едем согласно указаниям мужичка, дороге на карте и логическим соображениям: левые дороги отметаем, так как они идут к стоянкам на Оке, правые нам тоже не очень нужны – уведут в лес. Едем вроде бы по «главной» дороге. И вот развилка. Кажется, нам опять направо: туда уходит приличная дорога. Едем с километр. Дорога пересекает ручей и практически исчезает, остаётся только направление вдоль лесополосы, явно не в нашу сторону. Возвращаемся, делаем попытку поехать по едва накатанному ответвлению – тупик. Решаем вернуться на исходную развилку. Тут demjanes замечает мотоциклиста, едущего нам наперерез. Останавливаем его, спрашиваем дорогу. Оказывается, на первой развилке не надо было нам сворачивать.. По этой дороге мы доедем до моста, за мостом уже отдыхающие из Елатьмы дорогу натоптали, там не заблудимся! Отлично, спасибо, мы поехали!

Дорога действительно привела нас к мосту. Бывшему. С обеих сторон от моста дорога совершенно свежая. Значит, обвал произошёл совсем недавно! Целый час занимаемся увлекательнейшим занятием – переправой вброд через речку. Дно здесь песчано-каменистое, вода по пояс и очень чистая. От брода действительно идёт одна дорога, по ней мы и поехали. Только вот отдыхающих с палатками не повстречали...

Скоро появилась Елатьма. На противоположном берегу. Работает ли паром сейчас? Как часто ходит? Разведданные, полученные на выксунском рынке этим летом, говорили, что паром работает. А вдруг всё же нет? В 15:40 подъезжаем к паромной переправе. Без остановки заезжаем на готовящийся к отправлению паром – и через 5 минут мы в Елатьме!!! Как рассказали на пароме, между Муромом и Касимовом это единственная переправа через Оку. Бесплатная. Довольные жизнью, располагаемся на берегу Оки, чтобы отобедать, помыться и отдохнуть от пятичасовой езды по лугам. В 18 часов поднимаемся в крутой подъём и едем на центральную площадь посёлка. Тут нас зацепляет край ливня, который прошёл на другом берегу Оки, там, где мы несколько часов назад катили по сухой грунтовке! Переждав дождь, закупились провизией и поехали в сторону Касимова. В Любовникове решили переждать вновь начинающийся дождь в автобусной остановке. Местные козы обычно спасаются там же. Но с нами в компании состоять не решились, а паслись рядышком под моросящим дождём. Тут же было решено ехать дотемна, чтобы встать прямо под Касимовом. Каким-то чудным образом проскочили нужную нам дорогу (очень вероятно, что короткая дорога – грейдер или грунтовка, вот её мы и не заметили), сделали «крюк». Зато купили молока. Встали лагерем в 21 час в нескольких километрах от Касимова.

Итоги дня: пробег 28 + 40 = 68 км. Преодолели самый непредсказуемый участок маршрута. Несколько раз за день необыкновенно везло: дяденька на мотоцикле, работающий паром, отличная погода! Обошлось без поломок. Как это ни странно, но на грунтовом участке сократили отставание от графика на полдня.

День 7, 25 августа 2006 г., пятница.

Встали опять в 7 часов. В 10 мы уже в Касимове. Проехали по главной улице прямо на центральную площадь города – и очутились в позапрошлом веке! Исторический центр Касимова полностью изолирован от современности! Мы с Олегом сошлись во мнении, что всё очень похоже на Арзамас. На площади несколько красивых оригинальных храмов, торговые ряды, несколько городских усадеб. В одной из них – касимовский краеведческий музей. Я слышал, что музей в Касимове очень хороший. Правду говорят! Очень интересная экспозиция, рекомендую посетить! Гуляли мы по залам музея добрый час. На прощанье оставили благодарственную запись в гостевой книге, а также закупились касимовскими сувенирами: свистулками из глины, наборами открыток, методичками про достопримечательные места города, видеофильмом про Касимов. У музея девушка с картой Касимова в руках поинтересовалась, откуда мы. Мы сознались. Она тоже созналась. Оказались все с экстримфорума! «Бывают странные сближенья»... Фото на память.

Касимов – очень интересный город! Основан он одновременно с нашим Городцом в 1152 году и назывался сначала Городец Мещерский. В правление Василия Тёмного город был передан в удел татарскому хану Касиму. Так образовалось удельное Касимовское царство в самом центре Руси! После смерти Касима город стали называть Касимовом. В городе 2 мечети. В одной из них филиал краеведческого музея. Экспозицию мы смотреть не стали, время поджимало, а вот на смотровую площадку (бывший минарет) поднялись. КРА-СО-ТИ-ЩА!!! Рядом с минаретом находится самое старое здание в городе – мавзолей (текие) Шах-Али-хана, датируется 1505 годом! В 18-начале 19 века в городе строится много каменных храмов, а также интересных по своей архитектуре жилых домов. Многие здания, в том числе и торговые ряды на Соборной площади, принадлежат местному архитектору-самоучке Гагину. Знатно потрудился касимовский самородок над украшением своего города!

В 12:30 выезжаем из гостеприимного Касимова на Сынтульский завод. К заводу выехали сразу, а плотину пруда пришлось немножко поискать. Между прочим выяснилось, что с трассы в Сынтул была дорога покороче: на Баженово проложен асфальт, который выходит на Сынтул. Заводик в Сынтуле работает и сейчас. Создалось впечатление, что мы оказались на настоящем Баташёвском заводе: пруд на речке Сынтулке, за плотиной что-то шипит, идёт дым. Вокруг – частный сектор и лес. Перекусываем на берегу пруда, купаемся. Я опять обнаруживаю спущенное заднее колесо... И опять починка. В 15 часов выезжаем из посёлка. Наш путь лежит в Гусь-Железный, едем мы туда не по трассе, заезжаем на Гусевский Погост. На высоком берегу живописной речки Гусь сразу привлекает внимание архитектурный ансамбль XVIII – XIX веков, состоящий из двух церквей, высокой колокольни и часовни. Очень интересный храмовый комплекс! Между прочим, уже от Погоста, за острыми верхушками елей, виден силуэт строгого храма в Гусь-Железном. В 16 часов мы въехали в усадьбу Андрея Баташёва...

Безусловно, самым интересным памятником Баташёвской усадьбы сегодня является необычная Троицкая церковь. Правильнее сказать – «собор». Огромная, из тёсаного камня, она похожа на средневековый замок. Совершенно не типичное сооружение для наших мест. Выглядит сурово, мощно, очень величественно. Строился храм долго (около 50-ти лет!), авторство проекта одни приписывают местному архитектору Гагину, другие – Баженову, третьи – Казакову. Под стать гусевскому храму дом Баташёвых: огромный мрачный двухэтажный параллелепипед, дом-сундук, про который говорили, что одна его часть в Рязанской, а другая – во Владимирской губернии. Дом, действительно, очень похож на Выксунский дворец, но лишён всяческих внешних убранств, совершенно строг и прост. Прямо от дома начинается господский парк, обнесённый высоченной каменной оградой. В парке сохранилась липовая аллея. Заметно, что растительность в парке хоть и стара, но низкоросла и худощава. Местное объяснение этому – под парком расположны огромные подземелья, плодородного слоя растениям не хватает, потому-то они не выросли, как положено... В парке нас застал сильный ливень. Переждав дождь, устраиваем обед. В 19 часов выезжаем из имения Баташёвых с намерением доехать сегодня до Тумы.

Дорога до Тумы довольно скучная и неприятная: во время ремонта трассы поверх старого клали тонким слоем новый асфальт. Такое ощущение, что его сваливали в центр дороги и раскатывали к краям. Соответственно, на края не всегда хватало. Вот по такому безобразию пришлось ехать... Недалеко от Тумы у demjanes’а спустило колесо. Устраняем поломку. В Туму приезжаем в половине десятого. Уточняем на вокзале расписание пригородных поездов, перекусываем у магазина – и выезжаем за посёлок. Стоянку нашли недалеко от Тумы, ближе к 23 часам. Сварив суп на горелке, быстро засыпаем.

Итоги дня: пробег 100 + 0 = 100 км. Наверное, все согласятся, что Касимов – самое яркое впечатление похода, очень приятный сюрприз! Интересный храмовый ансамбль в Погосте. Неизгладимое впечатление оставляет собор в Гусь-Железном. Вся усадьба имеет мрачноватый вид, который прибавляет к ней загадочности и таинственности. С погодой опять повезло! Оказались практически в графике. Но опять поломка...

День 8, 26 августа 2006 г., суббота.

Подъём в 7. Выяснилось, что у demjanes’а на заднем колесе лопнуло несколько спиц, причём две – со стороны кассеты. Съёмника кассеты у нас не было... Позавтракав, AlexXC и demjanes (на велосипеде Олега) отправляются в Туму, поискать возможные варианты починки. Безрезультатно. Дальше ехать невозможно. Устраиваем днёвку, в 22 часа варим последний ужин (доедаем геркулес), собираемся под моросящим дождём и

Итоги дня: пробег 7 + 0 = 7 км. Как же приятно просто поваляться в палатке!

День 9, 27 августа 2006 г., воскресенье.

едем в Туму на ночной поезд до Владимира (спасибо RaFael’ю за дельный совет перед походом!). Наш поезд отправлялся в 2:35. Тётеньки-проводники оказались очень хорошими и за велосипеды ничего не взяли. Кстати сказать, на этом участке в субботу и воскресенье действует 50% скидка на проезд. Таким образом, от Тумы до Владимира мы добрались за 4 часа и 200 рублей за всё. Во Владимире на покупку билетов и оформление багажных квитанций отводилось 40 минут. Без проблем выписав билеты с квитанциями (велы здесь оценивают в 10 кг.), погрузились в экспресс Владимир – Горький. В 10:30 высаживаемся на Московском вокзале. По домам!

Итоги дня: пробег 3 + 0 = 3 км. На велосипеде хорошо, а на экспрессе – тож не плохо!



Общие итоги похода: пробег 520 + 68 = 588 км. Маршрут получился преимущественно асфальтовым, но неповторимая природа Приочья, достаточная изолированность дорог, по которым проходил маршрут, а также вкрапления грунтовых иногда непроезжих участков сделали своё дело: ощущение, что асфальта почти не было, машин совсем не было, а были озёра, лес, светило солнышко и иногда прокалывались шины. На счастье, было тепло. Было бы холодно – всё равно полез бы купаться (удержаться просто невозможно – столько красивых прудов и озёр!!!). Спасибо всем за участие в походе, а также за материальную (горелка, рации, велоштаны) и моральную поддержку! Всем удачи!

-----------------------------------------------

МАТЕРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ (от demjanes).

Перечень вещей, взятых в поход.

Техника:

- 3 велосипеда типа «кросс кантри», 1 велосипед типа «гибрид». Оборудование от Турней до ХТ. Все велосипеды оснащены багажниками в комплекте с велоштанами (мираж 60 (2 шт.), пик99 65л. (1 шт.), немецкие 40 л. (1 шт.)). В ходе похода хорошо зарекомендовали себя велоштаны типа мираж (исключительной устойчивостью и вместимостью) и пик (продуманной системой карманов, а также низким центром тяжести). Негативно проявили себя немецкие, секционные велоштаны Олега невозможностью положить в них крупногабаритный груз, например палатку.

Оборудование бивуака:

- 2 трехместные палатки (по 2 человека в каждой). Одна из палаток оснащена тамбуром (очень полезная опция, когда идет дождь и соответственно нет возможности приготовить пищу на костре);

- тент полиэтиленовый усиленный. Пригодиться может в случае установки палатки под дождем. Или же для укутывания как себя, так и велов от дождя;

- спальники, пенки – среднего класса, рассчитанные на лето;

- горелка газовая Kovea Camp-4 KB - 0211. Этот девайс позволял нам готовить пищу во время дождя. А также разогревать чай во время обеда. Про скорость готовки могу высказаться только положительно. Мощности данной горелки вполне хватает на приготовление пищи для 4 человек. Хотя, на мой взгляд, 4 человека - это уже достаточно критично для нее. И поэтому в случае если группа состоит из большего количества участников, то стоит готовить пищу в 2 захода, или озаботиться проблемой нахождения второй горелки;

- пила цепная – полезная вещь. По ощущениям, пилит бревна чуть ли не быстрее, чем ручная «ножовка»;

- топор средних габаритов, 600 г. Был выбран именно такой, из принципа «двух зол», так как более легкий плохо рубит, а более тяжелый неудобно перевозить;

- котелки: 1 на 4,5 л – для каши/супа, 1 на 2 л – для чая. Недостатки: «чайный котелок» был сделан из какого-то странного металла, поэтому для того, что бы вскипятить в нем чай, нужно было достаточно постараться.

Полезные, но необязательные девайсы:

- рации (2 шт). Удобно держать связь между частями группы в условиях неустойчивого приема сотовых телефонов, а также экономии их заряда;

- чехлы на велоштаны. Сделанные из нейлона они защищают багаж от самого лютого ливня. А вкупе с ветровлагозащитными костюмами «хоббит» позволяют (при желании) двигаться по маршруту, несмотря на сюрпризы погоды. Минусами этого «тандема» можно отметить, что сами по себе «хоббиты» плохо дышат и если в них ехать, то из-за интенсивного потоотделения получается, что одежда, одетая на вас, становится влажной. Поэтому очень критичным является то, что поддето под «хоббит».

Хорошо бы иметь в недельном походе:

- GPS крайне необходим для прохождения участков ненаселенной местности, где позиционирование группы по километровым столбам или по деревням невозможно;

- полный набор инструментов для ремонта (неимоверная важность). Как показывает практика, важны: съемник кассеты, сменные спицы, спицевой ключ, выжимка цепи, выжимка шатунов + по вкусу шестигранники, бортировки, камеры, покрышки.


 

въезд в Муром древнейшая в Муроме Козьмодемианская церковь (1556 г.) муромское каменное зодчество
понтонный мост через Оку в Муроме Охотничий домик в пос. Досчатое (конец XVIII в.) поплавки на Запасном пруду
Дом рунтов (1770-е г.г.) Троицкий собор (1909 г.) выксунского Иверского монастыря (1863 г.) прогулка на лодках на Верхне-выксунском пруду (1766 г.)
пляж Беленький песочек на Верхем пруду корпуса бывшего Верхне-Железницкого завода в п. Виля (1800 г.) вид с вышки на разобранный путь узкоколейки Выкса-Димара-Куриха
пеший участок Норковка - Семилово (болота) брусника Плотинка на речке Сноведь
Пруд при бывшем Илёвском заводе (1772 г.) и церковь (XIX в.) Астролябия на колокольне илёвской церкви технология росписи матрёшек (с. Полховский Майдан)
Разрушенный мост в пойме Оки Паром в Елатьме Панарама Касимова (вид с минарета)
наша запись в книге отзывов Касимовского музея Мечеть (г. Касимов) Сынтульский завод (1786 г.)
Храмовый комплекс в с. Погост Троицкий собор в Гусь-Железном Орлиное гнездо (дом-сундук)
как колёса возить возвращение домой (поезд Тума-Владимир) карта


автор: paramon


Поделиться ссылкой:

 Мнения и комментарии
paramon  11.01.2010 17:29
Николай Ермишинский 05.01.2010 19:24 "Ребята, в следующий раз поедете через наши места, сообщите: встретим и проводим как положено!" Было бы здорово! Кстати, этим летом проезжали через Светлый, Горелышево, Спас-Раменье, Мердуш и Тупик...
Николай Ермишинский  05.01.2010 19:24
Ребята, в следующий раз поедете через наши места, сообщите: встретим и проводим как положено!
Николай  22.03.2009 01:12
выложите фотки на panoramio.com плиз
paramon  15.11.2007 16:43
В Елатьме мы были совсем немного... уютный посёлок! А когда там окажемся ещё раз - неизвестно: далеко вы и "на отшибе". Вот бы, как раньше, ходил катер Шиморское - Ляхи, тогда б непременно приехали в следующем году!
R@D@R  11.11.2007 16:52
когда еще поедете в Елатьму? надеюсь дождусь ответа!
Васена  11.11.2007 16:49
Как вам Елатьма???
нина  14.06.2007 00:15
Ребята, Вы просто молодцы! Я Вам очень благодарна, с Вашей помощью я побывала в родных местах.
Алексей П.  10.05.2007 14:14
ребята молодцы про многолетнюю историю ентого похода всё есть чистейшая правда подтверждаю. жаль в прошлом году небыло вела да и контакт с paramon-ом ослаб а то бы с удовольствием присоеденился. Ну надеюсь в ентом году наверстаю :)
Максим  01.04.2007 01:59
Чесно- ПОРАЖЕН! Молодцы ребята! Мечтаю путешествовать на велике. Даже специально купил подороже, но недают двое детишек и отсутствие единомышленников. Москвичи любят отдыхать в расслабухе. Я же родился в Горьком и кажусь тут белой вороной. Порадовали отчёты. Когда вел выбирал хотел взять Felt гибрид, но люди отговорили, что выигрыш в накате сомнительный, а обода и спицы как и система в целом - слабее! Будем ждать отчёты о новых походах!
ЛЮСЯ ПИРОЖКОВА  29.11.2006 21:02
здорово!!! отчет подробный. молодцы!!
EugeneIvanov  22.09.2006 21:07
Потрясно! яесли бы знал, я бы с вами поехал. а вообще молодцы. я ездил с этой командой - надёжные ребята. :-)
Hetto  10.09.2006 22:23
Хороший отчёт. Особенно первая часть. Много технических подробностей, что очень немаловажно.
X-man  06.09.2006 18:11
Молодцы, хорошо съездили, несмотря на проблемы в пути. С одной стороны, жалею что не смог с вами поехать, с другой стороны, осознаю, что не пока ещё морально не готов к такому серьёзному походу. Посмотрел на сайте "Виртуальная Выкса" (wyksa.ru) фотографии Троицкого собора в первоначальном виде и в наши дни и слёзы выступили на глазах от того, что сделали с красивейшим собором гады-коммунисты... В следующем году поеду в Выксу из Арзамаса.
Savai  30.08.2006 08:31
завидую белой завистью.
Андрей  29.08.2006 17:22
9 дней расписать по часам - уважуха. Шоб мне так отчеты писать..
Ежи  29.08.2006 16:19
Ты в самом деле любиш длинные отчеты... Но все равно дочитал, есть любопытные детали. В целом отличный отчетец, не считая отличного похода :)

Добавить комментарий
Обновить


 Copyright © 2003 Велосипедный Нижний  Поддержка онлайн (ICQ): 59592562  
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода Graphit Powered by TreeGraph