Смотреть видеогалерею Соревнования: прошедшие и предстоящие Путешествия
Меню

Авторизация

Поиск

Статьи
Установка багажника на велосипед

В данной статье рассматриваются варианты как штатного, так и нештатного крепления обычного  (не консольного) багажника на все возможные рамы типа «хардтейл»



Фото из путешествий
Торговая лавка купца Сенявина (XIX в.)

 От Котельнича до Казани
Старт: 2006-08-05 06:30
Маршрут: Котельнич - Боровики - Васильково - Борок - Обухово - оз. Лежнинское - Зараменская пещера - Советск - Фокино - Чимбулат - Кукнур - Лаж - Изиморка - оз. Шайтан - Моркинер - Сернур - Горняк - Ронга - Лучинские озера - Бол.Ключи - Раифа - Казань

Дистанция: 580 км

Время: 9 дней

Участники: RaFaeL, 4enix, CrAVas, Liandry, Demjanes, paramon

GPS track


Предисловие.

Историю этого похода можно начать с зимы. Идея съездить в настоящий недельный велопоход родилась еще тогда, и достаточно много времени ушло на проработку различных вариантов. К маршруту предъявлялось множество самых разных требований. Например, не хотелось увлекаться только асфальтовыми или только грунтовыми дорогами. «Заброска», по возможности, должна была осуществляться «электричкой» - не у всех есть чехлы на велосипеды. Ну и сам маршрут должен был пролегать, с одной стороны, в достаточном отдалении от Нижнего Новгорода, а с другой – относительно близко для экстренной эвакуации автомобильным транспортом в случае форс-мажорных обстоятельств: поход подобного уровня был первым, и ожидать можно было всякого. Все стало на свои места, когда на глаза попались фотографии Немды и ее окрестностей – решено, мы едем от Котельнича до Казани через Марий Эл!

Первая половина августа лучше всего располагает к проведению серьезных походов. Еще достаточно тепло, но нет затяжных осенних дождей. Исходя из этой логики, 2 августа в кассах Московского вокзала были приобретены билеты на утренний межобластной экспресс Нижний Новгород – Киров на 5-е число, 6:35, а 13-го августа мы должны были вернуться таким же экспрессом Казань - Нижний Новгород. Межобластные экспрессы лучше всего подходят для «заброски» групп велосипедистов: правила перевозки не требуют наличия чехла на велосипед (велосипеды размещаются в нерабочих тамбурах), а стоимость перевозки велосипеда лежит в пределах 10-20% от стоимости билета (зависит от того, во сколько килограмм оценят вес велосипеда, например, в Нижнем Новгороде багажные квитанции выписали по 20 кг, а в Казани – по 10). Суммарная стоимость билетов 2-го класса, включая багаж, получилась около 500 рублей (не считая багажной квитанции на обратный поезд, которую выписать можно только на станции отправления) – достаточно бюджетно. Итак, старт поездки – 6:00, Московский вокзал.

День 1. Суббота, 05.08

Сборы и посадка в электричку прошли в привычном режиме. Без проблем разместили велы в нерабочем тамбуре (даже не пришлось снимать велорюкзаки), тронулись. Впереди были почти 5 часов железной дороги, которые прошли в дрёме и чтении материалов к маршруту (которых была увесистая кипа). В Котельнич прибыли без опоздания, выгрузились без проблем, немного перетасовали вещи в рюкзаках в сторону их уравновешивания. Ну и в путь!

Первая точка культурной программы – Котельничский палеонтологический музей. Перешли рельсы у вокзала, прошли через рынок, выехали на асфальт... и чуть не проехали мимо, пришлось даже немного вернуться. Музей оказался достаточно маленьким (всего две комнаты, одна про котельничское местонахождение ископаемых животных, вторая более общего плана), зато с нас взяли как со студентов – всего по 5 рублей. Следует отметить также, что нам повезло: музей в субботу работает до 14-ти часов, а в воскресенье у него вообще выходной, так что мы приехали весьма вовремя.

Следующей остановкой после осмотра экспозиции музея была почта – там отправили телеграмму в ТурКлуб о выходе на маршрут – этот поход мы оформили официально, была и маршрутная книжка. На этом бюрократия закончилась, и по разбитым котельничским улочкам мы выехали на трассу. Трасса оказалась на удивление хорошей – ровный асфальт, машин немного. Выехав из города в 12:40, в 13:40 мы были уже на берегу Вятки у деревни Боровики. Где-то рядом когда-то откопали тех самых парейазавров, а сейчас удобная стоянка (со столиком и спуском к воде) и очень красивые виды. Перекус (для некоторых он же завтрак), фотки, закладка тайника, сбор шиповника. После получасового отдыха возвращаемся на трассу – и снова в прежнем направлении. Дорога хорошая, погода тоже, поэтому сегодня нужно проехать побольше.

Ближе к границе районов дорога испортилась (появились многочисленные поперечные трещины), и вместо 30 км/час пришлось ехать не более 25, но после поворота на Яранск (который мы проехали прямо) вновь стала хорошей. В 17:50 остановились у деревни Шараница – заметили открытый магазин (он работал до 20:00). Купили забытых в городе макарон, свежего хлеба, пива. Кроме магазина посетили местных жителей – на ужин и завтрак у нас аж 6 литров молока! Пора искать место для стоянки. Вот вроде бы на карте совсем рядом с дорогой «рукав» Вятки – ан нет, сейчас в этом «рукаве» почти нет воды, берега заболочены и много комаров. Лишь когда вдалеке уже были видны дома Васильково, нашли вполне приемлемое место на краю поля, у самого обрыва. Есть дрова и место для палаток, за водой тоже сходить не проблема – здесь и ночуем! Итог дня – проехали по максимуму, хорошее начало похода! Стандартный ужин – макароны с тушенкой. Ближе к 11 вечера – отбой.

Дневной пробег: 83 км

День 2. Воскресенье, 06.08

Проснулись в 8 утра, встали чуть позже. На завтрак ячневая каша на молоке с изюмом. Выехали достаточно поздно – в 11:40. На сборы ушло 3,5 часа вместо положенных 2-х, договорились в следующий раз вставать и собираться быстрее. Сразу же после старта первая остановка: в Васильково пополняем запасы воды и фоткаем местную церковь. Тут же и магазин, но он нам пока не нужен. 12:20 – мы у поворота на грунтовку. От этой дороги ожидать можно было всего чего угодно (от разбитого асфальта до непроезжего песка), но дорога оказалась вполне проезжей, лишь местами приходилось идти пешком (песок все-таки попадался). Последние километры были и вовсе отличной укатанной грунтовкой, к тому же дорога пошла под гору. В половине второго уже делались первые фотки на мосту через Пижму (по некоторым сведениям, этот мост наплавной, но выглядел как вполне стационарный). Сразу за мостом – село Борок. Уточняю у местных, какой дорогой нам лучше проехать в Обухово. А чего, говорят, спрашиваешь – дорога то одна! За магазином налево, потом на развилке бери правее по накатанной! Так и поехали.

Солнечный день и отличная укатанная полевая грунтовка. Такие грунтовки уважают даже любители «асфальта». Вот уже и Обухово. Село достаточно большое, есть магазин, в котором затариваемся продуктами на обеденный перекус – печеньем, соком, колбасой. Сам обед будет не здесь, а на озере Лежнинском. К нему снова едем по грунтовке. Дорога была такой же хорошей, лишь в одном месте, ближе к озеру она оказалась перепаханной. Выехали к озеру. Сегодня воскресенье – много отдыхающих (хотя, конечно, не скажешь что «яблоку негде упасть», все-таки озеро очень далеко от областного центра, да и асфальтового подъезда к нему нет). Остановились на юго-восточном берегу в сосенках – там было хорошее незанятое место и удобный вход в воду.

Озеро Лежнинское является памятником природы. Карстовое, а поэтому очень глубокое и чистое, оно будет интересно многим группам туристов. Мы, например, видели аквалангиста (наверное, любителя подводной охоты). Пока все купаются, организую на озере еще один геокэшерский тайник. Вообще, озеро также рассматривалось как место для ночевки, но большой запас времени позволил ехать дальше. Еще немного грунтовки (опять местами перепаханной), и в 17 часов мы выезжаем на асфальт.

На горизонте маячит довольно-таки большая тучка. Под дождь попадать не хочется, поэтому едем очень быстро. Дорога хорошая, а после поворота на Советск поймали попутный ветер и разогнались до 35 км/час. С парой коротких остановок на мостах через речки буквально долетаем до Нового поселка. Где-то тут, недалеко находится Зараменская пещера – еще одна из целей сегодняшнего дня. Где она находится, нам известно довольно приблизительно, поэтому поворот выбираем исходя из логических рассуждений, что туда должна вести достаточно накатанная дорога – туристы-то ездят… Дорога выводит на окраину деревни Зараменье, к табличке «Зараменская пещера». Фоткаемся, идем искать саму пещеру. Тропинки ведут вроде бы в правильном направлении, но пещеры нет. Спрашиваем про пещеру у рыбаков – те показывают рукой куда-то далеко вниз по течению. Хм… Ладно, едем по дороге дальше, въезжаем в деревню. Оказывается, пещера находится буквально в десятке метров от чьего то огорода! Интересно, как это, жить у туристской тропы? Оставляем наверху велы и по очереди спускаемся к пещере.

Пещера не особо впечатлила. Любая из Ичалковских пещер больше. Есть, правда, изюминка: из основного грота в саму пещеру можно попасть только через одно из двух узких отверстий (пещера оправдывает свое название «Чертова печь» - действительно, очень похоже на печь!), но внутри пространства очень мало. Будете проезжать мимо – 5 минут хватит на осмотр.

Половина восьмого вечера. Пора искать место для стоянки. Впрочем, зачем далеко ходить – вот Немда, где-то недалеко мы и остановимся. Поэтому Demjanes и paramon уезжают искать молоко, я еду в магазин за пивом и соком (в поселке Новый находится фирменный магазин местной птицефабрики, в котором представлен полный продуктовый набор). Местные жители абсолютно бесплатно угостили нас картошкой и зеленью (деньги мы предлагали, но бабушка их взять отказалась). Спускаемся к реке, выезжаем к перекату на месте старого разрушенного сооружения (моста?). Фоткаемся, но это место занято отдыхающими на двух легковых. Едем дальше вдоль берега, и через пару десятков метров после развилки упираемся в отличную стоянку. На часах 20:40, пора варить картошку с тушенкой, ужинать и отдыхать.

Дневной пробег: 71 км

День 3. Понедельник, 07.08

Утро, завтрак. Завтракаем геркулесовой кашей на молоке с изюмом и курагой. В процессе сборов Liandry замечает сломанную спицу – видимо, велосипед не выдержал тяжелого рюкзака. К этому походу мы подготовились основательно, были в запасе и спицы, и ключ для них, и даже съемник кассеты (который подошел и к тормозному диску). Ремонт занял достаточно много времени, и выехали в результате мы в 12:30. Дорога, которая шла вдоль реки, вскоре уперлась в какие-то ямы и кусты, за кустами оказалось какое-то полузаброшенное предприятие. Вдоль сооружений выехали к шлагбауму (с обратной стороны), протащили под ним велы. Выезд на трассу проходил через горящую свалку = знали бы, объехали. А вот уже и Советск и красивый указатель. Советск город старый (ранее назывался «слобода Кукарка»), первое упоминание о нем датировано 1594 годом. Отсюда можно было свернуть на Фокино, но запас времени, полученный в первые два дня позволял ехать максимальным маршрутом, т.е. съездить к Вятке, к заброшенным деревням. Ожидалось около 30 км асфальта.

В Советске асфальт неожиданно кончился. Причем он кончился на очень крутом подъеме в гору – идти пешком было проще, чем ехать. Начался щебеночный грейдер. Проехали Грехово, едется как-то без удовольствия. Вот щебенка сворачивает чуть правее – а мы уходим с нее прямо, на полевую грунтовку, тут ехать приятнее. В этот момент выясняется, что у Liandry лопнул хомут крепления багажника…

Итак, к Вятке мы едем втроем (я, 4enix, Demjanes). Остальные остаются ремонтировать велосипед. Отличная дорога вывела нас в Васенево, где мы… не нашли тайник, но зато были покусаны пчелами. Как это было, можно прочитать здесь. Вернулись к месту ремонта (немного другой дорогой). Там оказалось, что первая поломка устранена (спасибо слесарю ближайшего автосервиса, который дал подходящую полоску стали), но лопнула еще одна спица! Чиним заднее колесо, как можно тщательнее выправляем восьмерку. Тут же, не теряя времени, устраиваем перекус из консервов. На все это ушло 4 часа. Уже 6 часов вечера, а мы еще даже не приехали в Фокино! Теперь мы не опережаем график, а отстаем от него…

Но вот все неполадки устранены, пора возвращаться к Немде. Возвращаемся на грейдер, но теперь едем не по нему, а по полю вдоль лесополосы – там накатанная грунтовка, ехать приятнее. Не доезжая Грехово, свернули еще левее, и по через километр выехали на объездную. Там же нами заинтересовались какие-то местные ребята на мотоцикле, но никаких эксцессов не возникло. А ближе к трассе дорога и вовсе стала асфальтовой.

Поворачиваем на Фокино. Тут все просто – прямо, прямо и прямо. Дорога медленно, но верно ползет вверх, вот уже и Фокино. Снова покупаем молоко и немного хлеба, а вот магазин уже закрыт – он работает только до 7 вечера, и мы немного опоздали. Как бы то ни было, надо ехать к Немде. Дорога вскоре становится грунтовой и спускается к реке, поворачиваем направо. GPS отсчитывает десятки метров до Береснятского водопада – а вот и он! Красота… Жаль, фотки вышли не очень удачные, было уже темновато. Мы сюда вернемся еще утром, а сейчас едем к Буржатскому утесу. Именно у утеса есть несколько хороших стоянок, и мы даже немного поспорили, на которой именно стоянке мы сегодня ночуем. В итоге выбрали «островок» - с двух сторон была река Немда, с двух других ручейки и даже небольшой водопадик. Это – однозначно лучшая стоянка похода. Мы выбились из графика, но пока не сильно, и если завтра встанем пораньше (договорились на 7 часов), то вполне можно наверстать упущенное. Еще бы погода не подвела… А пока – ужин, варим суп из картошки с рисом и тушенки.

Дневной пробег: 55 км

День 4. Вторник, 08.08

Как и договорились, встали пораньше. Еще раз сходили к водопаду – готов еще один тайник, сделали несколько светлых фоток. На завтрак каша «5 злаков» с изюмом. Пока ждали чай, пошел искать дорогу дальше. Дорогу не обнаружил, зато обнаружил у себя повышенную температуру (реакция на пчелиный яд была такая, что ли). Вопрос с температурой решили таблеткой аспирина из аптечки, вопрос с дорогой решили коллективными усилиями – дорога была, и на вид казалась вполне проезжей. Тут обнаруживается, что лопнула еще одна спица…

Снова чинимся, максимально тщательно выправляем колесо. Если так пойдет дальше, то запасных спиц не хватит! Немного перетасовываем рюкзаки в сторону разгрузки Liandry. В итоге выезжаем опять ближе к 12 часам дня, к этому времени погода портится, приходят тучки. Не успели подняться в гору, как начал крапать мелкий дождик, который вскоре усилился. Мокнуть не хотелось, поэтому спрятались в перелесок, натянули тент (натянули – громко сказано, так, зацепили за пару сучков). Целый час пережидали дождь, который никак не хотел заканчиваться. Этот же дождь изрядно намочил грунтовую дорогу, но тут нам относительно повезло – на большем протяжении дорога была с травой, а трава не давала глине наматываться на колеса и блокировать движение.

Выехали на асфальт. Этот асфальт не планировался, на картах его нет, как нет и работающего карьера, куда привела нас эта асфальтовая дорога. С карьера пару сотен метров пришлось ехать напрямик по лугу, пока не выехали на дорогу вдоль реки. Именно эта дорога и была нам нужна. Подъем в гору также особых проблем не вызвал – этот участок то ли естественно, то ли искусственно был посыпан мелким щебнем. Дальше пошла лесная грунтовка довольно среднего качества, по которой мы выехали к урочищу Камень, оно же – Чимбулатский ботанико-геологический комплекс. Очень красивые виды, а скалолазам, наверное, понравятся сами скалы (но, говорят, если вы там без «путевки», то могут и «попросить», так как заказник). У скал видели туристов на машине. Немного пофоткавшись, пошли искать пещеру Киров-600.

Вход в пещеру был найдена без особого труда, в ТурКлубе нам дали достаточно подробную инструкцию: вдоль реки до кустов, потом по тропинке вверх, и, не выходя на луг – налево, тропинка эта достаточно натоптанная. В пещеру удалось спуститься только на несколько метров – чтобы пролезть дальше, необходимо снаряжение, опыт и время. У нас ничего из этого в наличии не было, поэтому, сделав несколько фоток, вернулись к скалам, по пути организовав еще один тайник.

Едем на брод. К реке решили спускаться не у скал (там спуск был глиняным, сырым и довольно неприятным), а поехали вдоль поля, затем свернули в лес, снова в поле и выехали к реке почти у брода. На первый взгляд брод выглядел простым, но, сходив на разведку, выяснилось, что это не так. Да, глубина «по колено», но течение настолько сильное, что приходится очень внимательно и осторожно ставить ноги, иначе может снести. Весьма кстати оказались несколько палок, лежащих на берегу. Не торопясь, переправили на другой берег и велы, и рюкзаки, а 4enix и мой тяжелый велорюкзак перевез трактор-лесовоз, весьма кстати оказавшийся в нужное время в нужном месте. Вообще, этот брод был, наверное, одним из самых ярких впечатлений похода и всем понравился. Тут и погода «исправилась» и вновь засветило солнце.

6 часов вечера. Мы уже не успеваем сегодня на озеро Шайтан даже с сокращением культурной программы (пришлось исключить из плана похода заезд к горе Чимбулат), но в любом случае, надо проехать побольше. Поднимаемся от реки к Чимбулатскому карьеру, тут опять шлагбаумы. Закрытый – со стороны поля, и открытый – со стороны асфальта. Вот уже и трасса. Останавливаемся в деревне Васичи – магазин закрыт (магазин искали, так как за два дня кончились запасы печенья в дорогу, и хотелось чего-нибудь перекусить), но снова у местных жителей покупаем молока и огурцов. Чуть дальше – поворот на Йошкар-Олу. Этой дороги еще нет на картах, но о ее существовании было известно. До границы с Марий Эл был обычный асфальт, а после границы выехали на только что сделанную дорогу, идеально гладкую и получившую название «взлетная полоса». Всю дорогу вдалеке виднелась белая церквушка, как потом оказалось, это и был поселок Кукнур.

В местный магазин мы тоже опоздали, но зато нашли АЗС на выезде из поселка, а на этой АЗС был продуктовый киоск. Купили там пива/соков и закуски к ним, заодно проконсультировались по дороге на Лаж. На часах 21:25, уже темно, поэтому место для стоянки особо выбирать не пришлось – переехав мост через Немду, свернули в лесок направо, там нашли полянку на опушке, даже с кострищем. Недалеко ферма, но нас оттуда не видно. Ужинаем (гречка с тушенкой и салат из огурцов) и ложимся спать. Еще больше выбились из графика – может, завтра все-таки нагоним?

Дневной пробег: 53 км

День 5. Среда, 09.08

Это утро отличалось от других относительно ранним выездом, в 10:40. На завтрак снова была ячневая каша, зато вместо чая для разнообразия сварили компот из сухофруктов. Поднявшись по асфальту на гору, по рекомендации вчерашнего «заправщика», свернули налево, в поле. За сутки дорога подсохла, ехать было вновь приятно. Замечу, что мы проехали достаточно хитро – абсолютно не так, как нарисованы дороги на картах. В Губино дорога плавно потерялась, пришлось спросить у местных жителей, куда ехать дальше (через мостик по тропинке, выедете в поле, там прямо). Снова въехали в Кировскую область, вот уже и Лаж. В село заезжать не стали (хотя очень нужен был магазин, так как кончились консервы), решили дождаться следующего. Подтвердились худшие предположения – так и есть, асфальта тут нет, только грейдер (кстати, он тоже не совсем соответствует картам). Еще и жуткий встречный ветер дул почти всю дорогу, снижая скорость.

В час дня приехали в Изиморку, там оказался большой магазин. Покупаем консервы, хлеб, печенье, пирожки (скупили почти весь запас пирожков, по несколько пирожков каждому). В магазине почему-то не оказалось тушенки. Несмотря на большой интерес в нам со стороны местного населения, долго задерживаться не стали, ехать еще несколько километров до Индыгойки, а там еще до озера по лесу. Дорога до озера от Индыгойки, как ни странно, картам соответствовала (правда, «дорогой» это назвать нельзя, так как по ней давно ездят только на велосипедах и мотоциклах, и она превратилась в тропинку, периодически уходящую в лес, чтобы обогнуть упавшие стволы). В 14:30 мы в одной из ключевых точек маршрута – на памятнике природы, озере Шайтан.

Озеро это знаменито своими плавающими островами и непериодическими выбросами воды, а также большой глубиной. Нам повезло – за три дня до нас на озере побывала группа из Уржума, они поставили новый информационный щит, сделали некое подобие мостков, положили в дупло консервную банку с записками (мы тоже записались). На озере же устроили перекус, ну и, конечно же, поискали тайник (весьма успешно). Неожиданно для нас к озеру откуда-то из леса выехал грязный джип Тойота (наверное, первая машина на озере в 2006 году). Джиперы оказались москвичами (сказали, что пробирались через лес к озеру несколько часов), но с ними были двое уржумцев – журналистка местной газеты и сотрудник местного лесхоза. Как оказалось, это именно они побывали на озере несколькими днями раньше. У джиперов с собой была резиновая лодка, с помощью лодки оторвали от берега один из плавучих островов. В итоге на озере протусовались два часа, начал капать дождик.

Как пишут в книгах, самый сложный участок маршрута нужно делать в его середине. Так оно и получилось. Дорога с озера была заросшей травой, трава (в том числе крапива) была метра полтора. Хорошо хоть, что упавших стволов в этом направлении было мало, и почти не было луж. За час выбрались в поле, дождь усилился…

Выехать на асфальт до сильного дождя не получилось. Грунтовая дорога сначала была вполне проезжей, но затем (дождь прекращаться не собирался) размокала все больше и больше. Кое-как добрались до села Моркинер. Небо затянуто тучами, дождь, сильный ветер, холодно. Велосипеды в грязи, едут еле-еле (можно сказать, что и не едут). До асфальта еще километра три, дорога непроезжая. Вкратце, ситуацию можно было охарактеризовать емким русским словом «жопа». Очень хочется куда-то под крышу. Варианты – заброшенный дом (такие в этом селе были) или местные жители (один из них предложил переночевать, «если ребята окажутся хорошими»). После недолгих споров все-таки выбрали нормальный (не заброшенный дом), поставили в сарай велы, на веранде развесили сушить белье. Мужик оказался гостеприимным, накормил макаронами с луком (плюс наши рыбные консервы), напоил чаем с вареньем. Спали на кухне на полу и кровати. Ночью за окнами гремела гроза.

Дневной пробег: 46 км

День 6. Четверг, 10.08

К утру дождь кончился, ветер тоже стих. Завтракали теми же макаронами и чаем. Расплатились за ночлег (200 р), немного почистили велы (чтобы хоть как то можно было доехать до асфальта). В 11 утра поехали дальше (поехали – громко сказано, так как дорога просохнуть не успела и снова качественная марийская глина наматывалась на колеса), до деревни Кугушень 2 км. Получилось так, что деревню мы объехали, и выехали на асфальт уже за ней. Опять чистим велы… Уезжаю искать магазин и колонку (под напором воды из колонки грязь отмывается очень хорошо).

В 12:15 мы в Калеево. Там хороший магазин (пополнили запасы продовольствия), нашли и место для мытья велосипедов. Потеряли на этом еще часа полтора. Итого, учитывая вчерашнюю «жопу», мы отставали от графика на ходовой день. Значит, едем по запасному варианту (так называемая «красная стрелка») без посещения озера Серебряного и парка Марий Чодра (оставим это на потом). Вдобавок, учитывая состояние дорог после прошедших дождей (и вполне вероятных далее), из маршрута исключили и «срезку» через Каменную Гору – едем в объезд по твердому покрытию, рисковать не хочется.

13:50, покидаем Калеево. Наконец-то хороший асфальт (которого мы не видели со вторника), поэтому едем очень быстро. Сернур проехали без остановки, остановились только у поворота на поселок Горняк. Здесь нам налево, искать заброшенные каменоломни (эта точка была включена в маршрут буквально в последний день подготовки маршрута). Дорога до карьера оказалось на удивление хорошей. Опасения, что в заказник нас могут не пустить, не подтвердились: на въезде в карьер шлагбаум и КПП есть, но нас никто не останавливал ни по дороге, ни по дороге обратно. Вот уже и карьер, уходим искать каменоломни (где они находятся, информация была достаточно расплывчатая). Как оказалось, это место достаточно популярно среди туристов (видимо, местные Ичалки), нашли натоптанную тропинку, на деревьях повсюду стрелки-указатели. Вот и входы в выработки, справа от тропинки.

Каменоломни понравились, ничего подобного я раньше не видел. Узкие и невысокие (точно такие, чтобы можно было пройти человеку), они уходят вглубь на десятки метров, некоторые в глубине разветвляются. В одних на полу вода, в других – лед. В этих каменоломнях сотню лет назад изготавливались мельничные жернова, заготовки их и сейчас можно увидеть и у входов, и в самих выработках. Посетили около десятка входов (дальше просто надоело), наделали кучу фоток. Готов еще один тайник.

Вдоволь налазившись, возвращаемся сначала к карьеру, а потом и на трассу. На горизонте виднелась страшная тучка, но прошла мимо. Отставание от графика выше всех пределов, поэтому сегодня едем «до упора». Однако, перед этим делаем остановку в круглосуточном магазине в селе Токтайбеляк. Здесь же покупаем молоко, а к молоку бесплатным бонусом добрая бабушка угощает блинами. Местные жители рассказали про красивое место с родником недалеко от деревни Фомичи, но заезжать туда не стали – нет времени, да и дорога плохая. Вместо этого по отличной трассе едем дальше. Ночевать решили у села Верхний Ушнур – на карте там была нарисована речка и лесок. Леса практически не было, а вот чистый ручеек и полянку под палатки нашли. Первый раз за поход воспользовались газовой горелкой, сварили рис с тушенкой. Погода опять исправилась, небо было звездным.

Дневной пробег: 82 км

День 7. Пятница, 11.08

На завтрак снова ячневая каша с изюмом (ну нравится она нам). Выехали вновь поздно, в 12:00. Опять асфальтовая трасса, у поста ДПС сворачиваем налево. Ожидался асфальт, но дорога оказалась… бетонкой. Бетонное покрытие достаточно часто используется в качестве подъездных путей к различным режимным и военным объектам, а здесь вот по ней даже рейсовые автобусы ходят. В час дня посещаем магазин в Ронге, Liandry настраивает дисковые тормоза (колодки из-за дождей совсем стерлись). Опасения, что дорога и дальше будет такой же тряской, не подтвердились: бетонка ушла прямо, на Солнечный (наверное, там действительно какой-то режимный объект), а нам налево, по асфальту. Радость по поводу хорошей дороги была недолгой: за мостом через Малый Кундыш асфальт кончился, начался очень разбитый щебеночный грейдер, по которому пришлось ехать около 8 километров. Перед мостом через Юшут асфальт появился вновь. Устроили у моста «зеленую стоянку», заодно обнаружили старый разрушенный мост и какое-то непонятное сооружение типа плотины.

Проезжаем поворот на Зеленогорск, начинает накрапывать дождик. Мокнуть опять не хочется, останавливаемся у поворота на деревню Чодрасола, там очень симпатичная беседка (вообще, местные дороги запомнились большим количеством таких беседок, причем все они были разные и новые). Пережидаем дождь, съедаем банку тушенки на шестерых. Еще один забавный эпизод – местная старушка, ожидавшая автобуса. Она нам что-то рассказывала по-марийски (чувствовали себя как в зарубежье), мы ей отвечали по-русски. Через 2,5 часа ждать надоело, решили доехать хотя бы до магазина. И весьма кстати магазин оказался буквально в километре, в селе Себеусад (работает круглосуточно). Очень понравились плавленые сырки, а Liandry закупился пивом (проставляться, сказал, будет в честь 2000 км на велокомпе). Тут и дождик кончился.

Идее «срезать» через Тишкино пришлось отказать (дорога была совсем сырой), поэтому объезжаем по асфальту. На этом участке очень много достаточно серьезных горок. Следующая остановка предполагалась у Коркатово (по атласу дорог, именно там находился памятник природы гора Карман-Курык), но табличку с информацией о памятнике природы увидели намного раньше – у поворота на Изи-Шургу. Уже темнело, поэтому пришлось довольствоваться видом на гору издалека, без экскурсии. Сделав несколько фоток, едем дальше. Еще днем решили ночевать на Лучинских озерах: озера эти расположены недалеко от асфальтовой дороги, а значит, там должны быть неплохие стоянки (искать стоянку в темное время суток экстремально, но не всегда хочется). Свернули на Красный Стекловар (вот ведь названия раньше были), там совсем новая асфальтовая дорога (даже немного не соответствует карте), и, преодолев еще пару крутых подъемов и спусков, доехали к повороту на озера. Нашли и озера, и хорошую стоянку. Время 11 часов вечера, опять капает дождик. Быстро ставим палатки, готовить лень – хватит и консервов с хлебом и колбасой. Завтра – «отсыпной» день.

Дневной пробег: 92 км

День 8. Суббота, 12.08

Встали поздно, часов в 11. Очень долго завтракали и собирались (например, долго ждали, пока на полупустом баллоне закипит вода под чай. Ждали бы еще дольше, но догадались немного потрясти баллон), в итоге дождались, что погода опять испортилась. Выехали почти в 4 часа дня. По программе сегодня был в основном асфальт, но обязательно нужно было приехать в Казань – билеты то уже лежали в карманах. Из интересного можно отметить то, что умудрились удлинить себе маршрут, проехав через Чодраял (зато там дорога была лучше), затем в селе Петьял Demjanes проколол колесо. В селе Карай свернули с трассы, а в Большом Олыкъяле асфальт закончился – тут граница с Татарстаном. В селе стоят два памятника уроженцам Большого Олыкъяла героям России и СССР

«Перелаз» между регионами оказался вполне проезжим, лишь в одном месте дорогу пересекал ручей – ну, такие водные преграды не впервой, переходим его по камушкам. Вот уже и татарское село – в нем нет церкви, зато есть мечеть. Все, грунтовая часть похода закончилась, мы едем по асфальту в Раифу. Снова капает мелкий противный дождик. Магазин в Больших Яках был закрыт, а вот в Больших Ключах мы сделали остановку и купили продуктов на перекус, там же сфоткали красивую церковь (это подворье Раифского монастыря). Дорога до монастыря была очень хорошей и идеально ровной – ехали 30 км/час, торопились – монастырь могли закрыть для посетителей. По обоим сторонам от дороги – Волжско-Камский заповедник (странный такой заповедник: табличка «Въезд запрещен» – и тут же накатанная дорога). В 8 часов вечера (уже смеркается) делаем фотки у поворота к монастырю, с половины девятого до половины десятого осматриваем сам монастырь. Монастырь очень понравился, есть что посмотреть, много церквей, статуй, есть фонтанчики. Стемнело, взяли фонарики и пошли искать тайник - нашли, как оказалось, искать тайники ночью очень весело.

23:30 – выехали на трассу. Дорога хорошая, но узкая. Машин немного, но попадаются и фуры – страшновато. CrAVas прокалывает колесо. Вдалеке видны фонари, поэтому доезжаем до освещенного виадука, клеимся. Заклеились, после виадука опять остановились – фоткаемся у въезда в город (заглавное фото). Дорога до Казани ожидалась быть освещенной – как бы не так, фонари стоят, но не горят. В половине второго ночи въехали в город. С набережной сфотографировали очень эффектный вид на Кремль, далее по плану была экскурсия по городу. У самих стен Кремля заметили, что у Demjanesa опять спустило колесо (вот что значит вовремя не проверить покрышку на предмет посторонних тел), и чудом уехали от местных гопников, которые попытались на нас «наехать» (и это у стен Кремля!). Гопникам не повезло – нас они не догнали, зато устроили мини ДТП со своим участием. Мы же по GPS выехали прямиком на вокзал. Экскурсию по городу решили отменить.

Demjanes вновь клеится, устраиваем перекус, осматриваем вокзал. Зданий вокзалов там два – главный и пригородный. Расположились в зале ожидания пригородного вокзала вместе с велосипедами, немножко подремали по очереди. Отдельно стоит упомянуть историю с покупкой багажный квитанций на велосипеды – кассирша попалась пожилая, никак не хотела их выписывать (главный вопрос заключался в том, во сколько килограммов оценивается велосипед. В итоге со второй попытки выписали по 10). Кстати, билетов 1-2 класса на наш поезд в день отъезда уже не было! А еще там же мы познакомились с нижегородскими туристами из Клуба любителей гор и путешествий – они приехали этим же экспрессом, ждали автобуса. В половине седьмого утра мы уже на платформе, ждем посадки в поезд. Нам повезло: хоть в казанском экспрессе не такие большие тамбуры, как в Кировском, зато был пустой нерабочий обычный вагон, куда мы и поставили велосипеды. Ура, мы едем домой!

Дневной пробег: 98 км

Заключение

Поход можно считать относительно удачным. Все было бы еще лучше, но не угадали с погодой. Несмотря ни на что, большинство планируемых точек мы посетили, километраж остался в заявленных пределах. Данный маршрут рекомендую всем любителям экспедиционного туризма – есть чего посмотреть, покрытие на любой вкус, много хороших стоянок, всегда можно найти магазин и аптеку. На следующий год придумаем что-нибудь не менее интересное. Спасибо всем, кто дочитал до конца!

Версия отчета от Liandry и его фотографии здесь.


 

Котельничский палеонтологический музей Demjanes и paramon на берегу Вятки Церковь в Васильково
4enix на мосту через Пижму Купание в Лежнинском озере У Зараменской пещеры
В Зараменской пещере Перекаты на Немде На въезде в Советск
4enix на полевых грунтовках Береснятский водопад Буржатский утес
Утеч Часовой CrAVas у входа в Киров-600 Брод через Немду
В селе Кукнур На озере Шайтан Заросшая дорога
Поворот на Горняк В каменоломнях Непонятное сооружение на реке Юшут
Гора Карман-Курык Лучинские озера Асфальт...
Первые километры Татарстана Поворот на Раифский монастырь Раифский монастырь
4enix и медведи Ночная Казань Карта (2.7 мб)


автор: RaFaeL


Поделиться ссылкой:

 Мнения и комментарии
Александра К.  24.10.2009 22:10
Природа там красивая,особенно д.Моркинерь и с.Кугушень. Я там каждое лето отдыхаю, но на Шайтане не была.
майкл  25.01.2007 00:22
Спасибо за фото Немды. Вспомнил свой сплав 10 лет назад
ЗаЯц  11.01.2007 11:13
Респект! отличное путешествие у вас получилось! летом планируем тож куданить скататься, так как заболели велосипедами с ног до головы =) если что дык можно сконнектиться! www.velo-novovyatsk.narod.ru
Garri  03.01.2007 22:10
Некоторые фотки недурны. Описание маршрута ничего, только вот романтико-экзотики маловато для популяризации маршрута. Общее впечатление же неплохое. Советую Вам продолжить это дело. Мне показалась Ваша команда весьма слаженной. Удачи!
Kotofey  25.08.2006 13:07
В таких погодных условиях и при таких дорогах,это наверное было настоящим приключением:) Надеюсь,все живы и здоровы!
rekder  24.08.2006 19:23
Отличный интересный поход получился, молодцы что сделали это!!!

Добавить комментарий
Обновить


 Copyright © 2003 Велосипедный Нижний  Поддержка онлайн (ICQ): 59592562  
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода Graphit Powered by TreeGraph